Украина может решить сразу две проблемы - улучшить качество газа для потребителей и ограничить поток российского топлива, считают эксперты.
Импорт сжиженного газа из США в Украину сдерживается конкуренцией с менее качественным и более дешевым LPG из других стран. Ситуацию может изменить введение технического регламента на автогаз. Об этом сообщило профильное издание enkorr со ссылкой на опрошенных экспертов в среду, 12 июля.
Так, объем импорта автогаза производства США в июне составил 6 тыс. т, а с начала года - 28 тыс. т, сообщили в Консалтинговой группе А-95. Это соответственно 6,1% и 6,2% от общего импорта.
"Американский LPG - высококачественный продукт, но объемы его импорта не стабильны. Это указывает на отсутствие долгосрочных контрактов у украинских трейдеров и конъюнктурный характер таких поставок", - заявил эксперт Консалтинговой группы А-95 Артем Куюн.
По его словам, причина таких приоритетов - более дешевый газ сомнительного происхождения из Польши и стран Балтии, который в то же время значительно уступает по качеству европейским и американским производителям.
В июне очередную партию американского сжиженного газа импортировала сеть UPG. Согласно результатам исследований в лаборатории компании, качество этого продукта является одним из лучших на рынке.
Исследования показали оптимальное для сегодняшних погодных условий соотношение содержания пропана и бутана - 50 на 50, - ответили на запрос издания в UPG, обладающем современным лабораторным комплексом.
Согласно паспорту качества содержание серы составляло 6 мг, тогда как текущие украинские стандарты позволяют 50 мг. Содержимого вредных примесей не обнаружено.
"Фактически это чистая пропаново-бутановая смесь и больше ничего. Такой газ будет иметь минимальное влияние не только на экологию, но и на топливную систему автомобиля, в том числе и за счет меньшего расхода", - комментируют в сети.
Специалист в области контроля качества аудитор ОС Серт АСУ Александр Лютый напоминает, что впервые импорт американского LPG был осуществлен несколько лет назад и все это время демонстрирует стабильно высокие показатели качества. Однако он отмечает проблематичность наращивания таких поставок из-за отсутствия стимулирования поставок такого продукта, а именно введения обязательных требований по обороту автогаза.
"В Украине до сих пор не внедрен (принятый постановлением КМУ №667 от 29.07.2020) технический регламент для сжиженного газа, из-за чего страна открыта для импорта дешевого коммунально-бытового газа, конкурировать с ним в качественном LPG из США и Европы сложно", - сказал Лютый.
По его мнению, введение технического регламента и автоматическое ужесточение требований по контролю качества может стать одним из барьеров на пути российского топлива в Украину, поскольку именно коммунально-бытовой газ российского происхождения преимущественно используется в смесях, преобладающих в импорте.
По его словам, о наличии российского горючего в миксах из Латвии, Литвы и Польши свидетельствуют высокое содержание серы, коррозия, остаток после испарения. Эти показатели не нормируются в СПБТ (коммунально-бытовом газе) российского происхождения, но существенно ограничены европейским стандартом EN589.
"Мы можем решить сразу две проблемы - улучшить качество газа для потребителей и ограничить поток российского топлива", - отмечает эксперт.
Вопрос введения технического регламента на сжиженный автомобильный газ в последнее время затрагивает Министерство энергетики, в том числе и в контексте борьбы с российским топливом, говорит Куюн.
"Этому вопросу уже несколько лет и он явно перезрел. Сегодня Минэнерго получило поддержку в продвижении этого вопроса с неожиданной стороны - борьбы с российским импортом. Принимать техрегламент нужно немедленно", - считает Куюн.
Он отмечает, что внутренние производители сжиженного газа уже давно готовы к подобному переходу.