В Украине подешевели авиабилеты. По некоторым направлением их стоимость упала практически в два раза. Сильнее всего цены снижаются на тех маршрутах, где более жесткая конкуренция либо из-за низкого спроса на всех перевозчиков не хватает пассажиров.

Ключевой причиной ценопада всеукраинского масштаба сами авиаторы считают усиливающуюся конкуренцию. Кроме того, скажем, в Киеве, билеты подешевели еще и из-за условий новой публичной оферты аэропорта Борисполь, которая предусматривает скидки для авиакомпаний. Госпредприятие работает по ней как с украинскими, так и с иностранными перевозчиками.

«Для МАУ двумя основными факторами снижения тарифов можно назвать усиление конкуренции и публичная оферта базового аэропорта «Борисполь». Для понимания обозначившейся тенденции, средняя цена билета на один летный час упала с $55 в 2013 году до $33 в 2018-м и $30 в первом полугодии 2019-го», – рассказали UBR.ua в пресс-службе МАУ.

Льготы и скидки

Саму оферту, о которой то и дело упоминают перевозчики, столичный аэропорт начал использовать в 2018 году. По новым правилам «Борисполь» предоставил преференции для своих клиентов-авиакомпаний в зависимости от пассажиропотока:

  • Самую большую скидку на аэропортовых сборах в 55% от базового тарифа получают авиакомпании, которые перевозят больше 260 000 пассажиров в месяц.
  • На скидку в 15% могут рассчитывать компании, которые перевозят от 20 000 до 29 999 тыс. человек.
  • На 10% - от 10 000 до 19,999 тыс. пассажиров в месяц.
  • На 5% - от 5 000 пассажиров в месяц.

Конец сезона и цены авиатоплива

Эксперты, правда, заверяют, что дело отнюдь не только в сговорчивости аэропорта. И среди причин снижения стоимости билетов выделяют также завершение летнего отпускного сезона. Что на фоне усиливающейся конкуренции приводит к ускорению общих тенденций. Например, осенью и зимой летать в ту же Европу всегда дешевле, чем в весной-летом. Конечно, важным фактором остается и время покупки билеты – чем раньше, тем дешевле они обойдутся.

«В Польшу большинство летало за €30, сейчас – за €15-20. В Германию, Австрию за €50, сейчас – €20-30. Еще год назад купить билеты по такой цене было очень непросто. Да и летом цены повысились по большинству направлений, но уже сейчас мы наблюдаем осеннее снижение. Самым ярким примером здесь является Германия, этой осенью много рейсов за €15», – рассказал UBR.ua путешественник и автор блога How2go.info Алексей Кучер.

Структура расходов авиакомпании (и соответственно, составляющие цены билетов), это:

  1. Топливо (около 30%).
  2. Содержание самолетов (23%).
  3. Аэропортовое обслуживание (15%).
  4. Дистрибуция (11%).
  5. Навигация (9%).
  6. Содержание экипажей (6%).
  7. Другие факторы (6%).

Как видно, значимую часть себестоимости билета для пассажира составляет топливо. Но и по этому пункту, заверяют эксперты, поводов беспокоится у украинцев нет.

«На мировом топливном рынке ситуация более-менее стабильная. А из РФ мы авиатопливо не возим, они закрыли сами экспорт в Украину в 2014 году как товара двойного назначения. Например, в России к росту стоимости авиатопливапривели чисто внутренние факторы. У нас же открытый рынок, мы много импортируем и у нас таких скачков нет. Не вижу предмета для беспокойства», – заметил в беседе с UBR.ua директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

Вводят подтарифы

Как рассказали нам в МАУ, помимо удешевления тарифной части билета, в начале летней навигации были введены еще т.н. «семейства» тарифов. Условия для них разнятся в зависимости от вида рейса: является ли он средне- или дальнемагистральным.

В компании запустили 3 подтарифа:

  • Economy Light. На внутренних и среднемагистральных международных рейсах объединяет в себе особенности безбагажного лоукост тарифа и «только ручная кладь». Авиабилет этого класса разрешает провозить лишь 1 место ручной клади весом до 7 кг. Билеты нельзя обменять или вернуть. Раньше в тарифе «только ручная кладь» разрешали сменить дату отлета. Правда, только после уплаты неустойки.
  • Economy Standard. На маршрутах средней дальности билеты этого класса включают провоз 2 мест ручной клади с весом до 7 и 5 кг соответственно, а также 1 чемодана до 23 кг в багаже. Такие билеты можно вернуть или обменять после уплаты неустойки.
  • Economy Premium. На внутренних и среднемагистральных международных рейсах можно обменять или вернуть билет без штрафа. Включает в себя перевозку 2 мест ручной клади, 2 чемоданов в багаже до 23 кг каждый, еду на борту, выбор места без доплат, бесплатную распечатку посадочного талона в аэропорту, регистрацию на отдельной стойке и приоритет при посадке.

«Все тарифы эконом-класса на дальнемагистральных международных рейсах включают в себя питание на борту и перевозку багажа. Основные различия заключаются в условиях обмена, возврата билетов, а также нормах провоза багажа. Тариф Economy Premium также предусматривает размещение в отдельном салоне», – говорят в МАУ.

Надо сказать, что такое обилие «эконом-билетов» - вовсе не изобретение украинских авиакомпаний. Подобная структура тарифов для внутренних и среднемагистральных международных рейсов есть, например, у компании Lufthansa Group. Для маршрутов по Европе ее ввели еще в 2015-м. Со временем подобную систему запустили многие другие европейские авиаперевозчики, такие как Air France, KLM, Alitalia, British Airway, Aegean Airlines, LOT.