Кинематографиситы обьединения «Вавилон’13» на днях представили в кинотеатре «Октябрь» документальную ленту о незаконном заключении – «Хрупкая свобода»

Правозащитники и режиссеры хотели рассказать открыто о судьбе мужчин и женщин, которых в свое время содержали в подвале здания бывшей Луганской ОГА. Посетили премьеру и непосредственные герои этой истории.

Одним из главных прототипов стал Александр Ретивов. Именно он после очередных митингов оказался в заложниках – тогда, в далеком 2014 году, он еще работал в отделе культуры районной госадминистрации.

Наручники, которые упивались в запястье, пришлось потом вырезать вместе с кожей. Три дня в холодном помещении, вместе с другими, избитыми и безнадежными, сказались.

Позже состояние Александра врачей очень обеспокоило: через сильные пинки были повреждены части головного мозга, которые отвечают за речь и координацию, поэтому долгое время он не мог даже сформулировать предложение, чтобы заговорить с конвоирами.

«Через три дня привели их фельдшера. Он разрезал скальпелем строительные пластиковые наручники, что вьелись в кожу, и меня перевели в камеру, которую почему-то называли «третья», — вспоминал он.

Были и те, кто еще как-то держался на ногах. Их отправляли рыть окопы, работать на передовой, называя это «проверкой на выносливость».

«Бывало, били всех подряд. Кого два раза, кого раз. Постоянно держали в тонусе, так сказать. Мне во время одного из ночных побоев повредили ногу. Она постоянно спухала, ее не лечили. Со временем она перестала влезать в обувь. Я так и ходил: ботинок на одной ноге, а вторая нога просто в двух носках. Мы, которые прошли через подобное, по-другому видим мир», — уверяет он.

На незаконно удерживаемых давили и другими методами — морально. Ночью выгоняли в коридор, спрашивали, как на суде: все данные, чем занимался, за что оказался здесь. Особенно жестоко относились к тем, кто был на Майдане.

После побоев у Александра со временем отказали ноги, добравшись до ближайшей больницы неподалеку блокпосту, помощи он так и не получил. Отобрали документы и снова посадили в подвал, уже на 32 дня.

«Вообще мы, которые прошли через подобное, по-другому видим мир. Думаю, это навсегда. Ценность приобретают те вещи, которые раньше вообще не замечались. А которые раньше считались важными, теряют смысл вообще. Я думаю, взгляды у каждого человека со временем меняются, но в сфере таких событий, они меняются безвозвратно», — подытожил Ретивов.