Эксперты Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз с начала полномасштабного российского вторжения в Украину исследуют все типы оружия, которое использует враг против нашего государства. В подавляющем большинстве объектов исследования эксперты обнаруживают компоненты с иностранной микроэлектроникой. Об этом в эксклюзивном комментарии УНН рассказал директор Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Александр Рувин.

«Значительная часть запчастей, компонентов с микроэлектроникой, которую мы находим в запущенных россией ракетах и ударных беспилотных летательных аппаратах, производятся за пределами страны-агрессора. Начиная от свечей с двигателей и заканчивая микросхемами и чипами, а также средства навигации и оптики, интегральные схемы, трансиверы, интерфейсы, драйверы, модули, цифровые процессоры, микроконтроллеры – это все импортные элементы из США, Китая, Канады, Японии, Тайваня и ряда других стран. Российские составляющие ныне составляют 10-15% из общего перечня», – сообщил директор КНИИСЭ Александр Рувин.

Глава КНИИСЭ отметил, что подавляющее большинство таких компонентов являются универсальными и используются в различных отраслях, то есть на что их запрограммировать – такую функцию они и будут выполнять. Их легко приобрести на рынке. Конечно отдельная категория является специфическими средствами военного назначения, они более ограничены, но по нашим наблюдениям такие компоненты 2008, 2010, 2011 годов выпуска. Вероятно они были приобретены через третьи страны задолго до начала войны и пошли в накопление запасов комплектующих.

«Компоненты с иностранной микроэлектроникой, которые попадали нам на исследования произведены до 2017 года, после – массового изготовления мы не наблюдаем. Это как раз платы, чипы, средства, используемые для обеспечения процесса полета и тому подобное. С ударными дронами, ракетами типа «Х-101» и «Х-55» мы знаем практически все. Например, в Shahed 131 и Shahed 136 мы видим различные модификации составляющих. В одном месяце это могут быть элементы производства одной страны, в следующем – их аналоги из другой страны. Собирают максимально что где могут. С «Кинжалами», «Искандерами» и «Калибрами» все несколько сложнее, они разрываются и исследования можно проводить только по обломкам и частям, которые остаются. Кроме того, встречаются затертые маркировки и данные о производителях на компонентах. В таких случаях мы исследуем их состав, использованные материалы, общее построение и другие характеристики, которые позволяют идентифицировать единое происхождение этих элементов», – пояснил Александр Рувин.

В КНИИСЭ отмечают, что у россии нет высоких технологий для производства необходимого количества комплектующих ракет и сейчас ощутила последствия санкций, поэтому пути пополнения электроники перекрыты. В то же время террористы активно ищут возможности для приобретения аналогов на азиатском рынке от частных фирм и заводов на малые партии. Украинская сторона вместе с партнерами ежедневно принимает меры по недопущению таких закупок.

За время полномасштабного вторжения эксперты Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз исследовали более 20 тонн частей и обломков российских ракет и беспилотных летательных аппаратов.