Читайте аналитический материал корреспондентаУНН о том, что вкладывают в понимание децентрализации и "особый статус" Донбасса участники конфликта на востоке.

КИЕВ. 1 июля. УНН. Сегодня Президент Петр Порошенко представит проект изменений в Конституцию Украины в части децентрализации. Ожидается, что речь пойдет прежде всего о Переходных положениях, в которых статус временно оккупированных районов Донецкой и Луганской областей будет регулироваться Законом Украины “Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей”. Однако сомнительно, что эти изменения принесут покой в ??Украине. Последние события свидетельствуют, что обе конфликтующие стороны — Украинское государство с одной стороны и сепаратисты, поддерживаемые российскими войсками с другой, ожидают возможности переиграть друг друга.

Прежде всего каждая сторона конфликта видит в так называемых “Минских договоренностях” только то, что хочет видеть, только ожидая возможности ударить в нужный момент и добиться своего. А иначе и быть не может. В конце концов, эти договоренности не являются документом международного права в строгом смысле этого понятия, то есть договоренности между субъектами международного права — ни “ДНР”, ни “ЛНР” таковыми не являются. Это минское “удивительное нечто” держится на “честном слове” определенных физических лиц — Кучмы, Захарченко и Плотницкого, гарантированном главами четырех государств, чтобы хоть как-то прекратить кровопролитие, но толкуется каждой стороной в зависимости от своих планов действий.

Если Киев стремится восстановить контроль над оккупированными территориями, то сепаратисты (читай: Москва) — не только расширить зону оккупации, но и перенести действия на всю территорию Украины. Вчерашнее заявление лидера бандформирования “ЛНР” Игоря Плотницкого о готовности “воевать за всю Украину ... политическим путем” достаточно красноречиво в этом плане. Ставка делается как на вооруженную силу, чтобы расширить зону действия “особого статуса Донбасса”, так и на реванш промосковских сил в подконтрольных Киеву восточных, а если повезет — то и центральных областях Украины в ходе местных выборов в октябре. И в итоге — навязать “особый статус” как раз этим территориям. Разумеется, не без военной поддержки из Москвы. Так что даже на скорое прекращение огня в соответствии с пунктом 1 “Минских договоренностей” надеяться в ближайшие месяцы не стоит.
О полноценных же — то есть, в соответствии с действующими украинскими законами, без фальсификаций и без задействования “административно-вооруженного” ресурса — выборах на оккупированных территориях говорить не приходится. Это признал и член ЦИК Андрей Магера. И пойдет ли Киев на признание результатов таких выборов? — Даже если их проведение предусмотрено “Минскими договоренностями”.

В конце концов, что такое “переходные положения”? Прежде всего они определяют временный характер определенных явлений в жизни государства, с которыми оно пока не может по тем или иным причинам разобраться. В данном случае это касается оккупированных территорий на Донбассе. Помимо этого, Закон Украины “Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей” действует только в течение трех лет. Задача Украины — нарастить за это время военную и экономическую мощь, чтобы повести с сепаратистами и оккупантами разговор “другими средствами”. Задача сепаратистов — сделать так, чтобы эти временные, или “переходные” явления стали более продолжительными, а то и вообще постоянными. Отсюда и их требование бессрочного действия нынешнего закона “Об особом статусе Донбасса” на фоне стремления расширить оккупированную зону как военным, так и опосредованно мирным путем — через электоральный реванш пророссийских сил.

Киев тем временем всячески дает понять, что нынешнюю ситуацию на Донбассе трактует именно как “переходное положение”. Сепаратистские проекты изменений в Конституцию не принимаются. Оккупированные территории фактически оказались в состоянии экономической блокады. Добавить к тому заявлению недавно назначенного донецкого губернатора Павла Жебривского, что блокада это только первый шаг к изгнанию из Донбасса сепаратистов: молчание Банковой в ответ на него выглядит достаточно красноречивым. Президент за неделю до представления проекта изменений в Конституцию в вопросах децентрализации подписывает закон о порядке введения миротворческих контингентов на территорию Украины (“О внесении изменений в Закон ”О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины“). В пропрезидентской фракции — по крайней мере в значительной части ее, судя по заявлению ее лидера Юрия Луценко о том, что Донбасс “никакого особого от всей Украины статуса не должен получить” — тоже настроения решительные.

Итак, обе стороны конфликта настроены идти до конца. В этом собственно и заключается главная особенность “особого статуса” в деле Донбасса.