Первое осеннее похолодание – и столичные чиновники отрапортовали, что запаслись солью на случай гололеда сполна, ее хватит практически до весны.
Снова соль, от которой страдают деревья, обувь, животные и машины. Хотя неоднократно обещали заменить ее на более щадящие смеси. Чем же так опасна соль, которой посыпают зимой дороги, и на что ее можно заменить?
Из чего состоит «гремучая» смесь?
Информацию о том, что соль к зиме готова, озвучил гендиректор КП «Киевавтодор» Александр Густелев.
«Весь теплый период года идет подготовка к зиме. И уже в августе ДЭУ (дорожно-эксплуатационные управления) обеспечены солью на 87-92% от потребности. Это один из лучших показателей в Украине», - отметил он. И уточнил, что, согласно плану подготовки к осенне-зимнему периоду, до 1 ноября должно быть заготовлено 38 тыс. тонн соли. В настоящее время в ДЭУ есть уже почти 40 тыс. тонн. А расчетное количество соли для столичных дорог составляет 59,2 тыс. тонн на весь осенне-зимний период. Но это – в среднем. Ведь многое зависит от погодных условий. А в этом плане год на год не приходится. Например, в прошлый сезон было использовано 38 тыс. тонн солевых смесей.
В то же время, экологи утверждают, что для посыпки дорог в столице к имеющейся соли (где-то на уровне от 35 тыс. тонн) обычно добавляют 50 тыс. тонн песка и плюс - химические реагенты. И вот в них, в реагентах, – вся соль, точнее, весь вред. Из-за них ржавеют автомобили, портится обувь, болят лапы у домашних питомцев. Ими забиваются ливневки, из-за них «сгорает» растительность и даже погибают деревья. А весной все, что не убрали с улиц, стекает в водоемы, уничтожая их, а также - попадает горожанам в легкие и в глаза.
«Список претензий к этой «посыпке» настолько велик, что невольно задумаешься, а стоит ли применять вообще реагенты на наших улицах? С одной стороны, плохо расчищенные тротуары ведут к повышенному травматизму людей зимой, а скользкие дороги увеличивают случаи аварийности. С другой стороны – это несомненно огромный вред для людей, машин и для экологии», - говорит глава Национальной экологической рады Украины Александр Чистяков.
По его словам, хоть реагенты вместе с солью спасают людей от скользких дорог и, в то же время, они же бьют по нашим кошелькам и по здоровью. Соль на дорогах-катках превращается в бедствие. Испарения натрия хлорида вызывают респираторные заболевания. Но больше всего химические вещества повреждают лапы животных, что приводит к ожогам и дерматитам. Поэтому после прогулки ветеринары советуют тщательно мыть своему питомцу лапы. А в те дни, когда коммунальщики особенно щедро «солят» тротуары, собакам, особенно маленьких пород, желательно надевать на лапки специальную «обувь».
Что же представляют собою реагенты? Это хлористый кальций, натрий и магний, которые смешаны в таких пропорциях и в такой комбинации, что резко негативно влияют на окружающую среду, на флору и фауну, на людей и даже на бетон, сталь, резину, кожу и многие другие материалы. Многим после зимы приходится выбрасывать пару испорченных солью ботинок, а в некоторых городах весной асфальт с дорог «сходит» вместе со снегом. Но хуже всего то, что, концентрируясь на определенном участке, реагенты могут проникать в почву и даже «дойти» до грунтовых вод, значительно ухудшив их состояние. Перенасыщение почвы смесями с солью для противодействия гололеду или, как еще говорят, засаливание почв несет огромную экологическую угрозу, и может реально привести к угнетению и даже к гибели растений. В итоге нарушается хрупкое равновесие в природе.
О камешках и «свекольном снеге»
Как же пережить зиму, если в гололед не использовать специальные смеси для посыпания дорог, дворов и тротуаров?
«Главное, что нужно упорядочить, так это то, чтобы так хаотично, как сейчас, не разбрасывали соль с реагентами, - считает Чистяков. - Нужно четко определиться, что химию можно использовать только на дорогах, а во дворах и на детских площадках снег надо убирать механическими средствами. Также можно использовать мелкий гравий и песок. В общем, к вопросу нужно подходить дифференцированно. Экологи неоднократно заявляли об опасности использования реагентов. Их безопасных вообще не бывает. Есть менее опасные и более опасные. Выбор невелик. Анализы почвы в тех местах, где использовались реагенты, показывают существенное превышение по ртути, кадмию, свинцу, хрому и другим токсичным металлам. Там вся таблица Менделеева. В реагентах содержатся даже гормоноразрушающие вещества, которые могут приводить к онкозаболеваниям, бесплодию, аллергии, диабету, нарушениям иммунитета. Сейчас мы уже видим увеличение заболеваний, связанных с эндокринной системой».
По словам эколога, нам надо брать пример у других стран. Так вот, в Европе и США зимой справляются без реагентов. Ежегодную проблему солевых присыпок уже давно решили и в Европе, где их заменили более безопасными смесями. Там работают на предотвращение ситуации – четко фиксируют погодные прогнозы, своевременно убирают улицы – для этого выводится огромное количество снегоуборочной техники. Кроме того, там достаточно активно стали использовать реагенты природного происхождения, например, так называемый «свекольный снег», который «плавит» на улицах снежный покров.
Что характерно: во многих странах Евросоюза официально запрещено использовать соли для обработки дорожного полотна. Западные функционеры и ученые просчитали, что вред от засаливания почв и коррозии автомобилей гораздо больше, чем выгода от увеличения скорости дорожного движения. Самым подходящим и самым экологичным материалом для посыпки дорог в ЕС признана каменная крошка. При чем, это материал еще и экономный, поскольку его модно использовать многократно. Отсев щебня или другую мелкую каменную фракцию наносят на снежный накат или лед. А весной крошку собирают, промывают и используют повторно.
Одна из тех стран, где активно используется для посыпки дорог каменная крошка – Финляндия. Выпавший снег лежит там всю зиму, поэтому крошку разбрасывают только после сильных снегопадов, когда предыдущий слой камешков уже скрыт толстым слоем снега.
Может и нам пора перенять этот опыт, и перестать травить природу солеными смесями с опасными реагентами?