Проблема в том, что к моменту запуска разработки месторождения не была должным образом проведена геодезия.
Глава Закарпатской ОВА Виктор Никита заявил, что Украина вынуждена закупать техническую соль в Африке, поскольку Буштинское месторождение соли в Закарпатской области не работает на полную мощность. Об этом он сказал в интервью Укринформу.
"Ситуация с закарпатской солью такова: предприятие начало разрабатывать месторождение в 22-м году, после российского вторжения. Работа запускалась очень быстрыми темпами и постоянно возникали проблемы. Это вопрос и профессионального уровня работников, и георазведки", - рассказал он.
По словам чиновника, проблема заключалась в том, что на момент запуска разработки месторождения не была должным образом проведена геодезия.
"Они сначала не планировали бетонировать шахту, со временем, когда проход начал засыпаться, это необходимо было сделать. Поэтому заново копали, ставили металлоконструкции, укрепляли и т.д.", - отметил глава ОВА.
Если месторождение заработает в полную силу, существует риск уничтожить грузовиками трассы Мукачево-Рогатин и Киев-Чоп.
"Мощности этой шахты должны обеспечивать все потребности страны в технической соли. А это 400 тысяч тонн в год. Теперь представьте себе, что эти 400 тысяч тонн уедут с места добычи грузовыми автомобилями...", - сказал чиновник.
По его словам, власти планируют договориться с Укрзализныцей о прокладке отдельного пути к месторождению.
"Договоренности есть, но этот вопрос не закрыт на сегодня, потому что предприятие сейчас использовало все инвестиции", - рассказал Никита.
В частности, средства были вложены в строительство туннеля и прохода в солевую шахту.
"Там строят два тоннеля, один - резервный, чтобы в случае повреждения первого работа продолжалась через резервный и не останавливалось производство. Второй тоннель пока недостроен. Поэтому сейчас мы говорим, что предприятие добралось до породы, начали отбирать техническую соль", - отметил председатель ОВА.
Для отладки инфраструктуры, проведения доразведки месторождения нужен еще год. Инвестор вложил в этот проект уже около 170 млн грн.
Сейчас на Буштынском месторождении добывают около 45 тонн технической соли в сутки. При необходимости, могут увеличивать цифру до 200 тонн.
"Этого хватит Закарпатью для себя и соседних областей. Но такое количество технической соли не покроет все потребности страны", - отметил чиновник.
Потому техническую соль сейчас доставляют из африканских стран по 2500 грн за тонну.
Как рассказал Никита, до войны стоимость тонны технической соли из Артемсоли составила 1500 грн. Когда в 2022 не было никакой соли, ее завозили по цене 7000-9000 грн за тонну. Стоимость закарпатской соли из Буштинского месторождения сейчас составляет 3000 грн, но качество - на порядок выше африканского.