Те, кто читал знаменитых «Трех мушкетеров» Александра Дюма, наверняка помнят, что на плече одной из главных героинь, Миледи, было выжжено клеймо в виде лилии.

Согласно сюжету произведения, девушку клеймили в возрасте 16 лет за совращение священника и за то, что она заставила его похитить церковные сосуды. Но на самом деле женщина, которая стала прототипом мошенницы, совершила гораздо больше преступлений. О том, кем была настоящая Миледи, и за что нас самом деле ей поставили клеймо, рассказывает weekend.

Знаменитую авантюристку звали Жанна де ла Мотт (в девичестве Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа), происходила она, согласно легенде, из рода Валуа (семьи незаконнорожденного сына короля Генриха II, Анри де Сен-Реми).

Семья Жанны была очень бедной, девочка просила на улице милостыню. Удивительно, но именно этот факт позволил будущей авантюристке войти в лучшие дома Франции. Однажды на паперти ее увидела некая маркиза и, сжалившись над девочкой, устроила ее в пансион благородных девиц при монастыре.

До 22 лет Жанна жила в монастыре, а потом сбежала оттуда с гвардейским офицером, за которого потом вышла замуж, став графиней де ла Мотт. Чуть позже Жанна завязала много полезных знакомств, в частности, с кардиналом Луи де Роганом, который ввел ее в высшее общество. Перед девушкой открылись двери лучших домов Франции. А вскоре произошло событие, из-за которого де ла Мотт вошла в историю.

 

Помните эпизод с алмазными подвесками Анны Австрийской в «Трех мушкетерах»? Так вот эта история на самом деле имела место. Правда, вместо подвесок в ней фигурировало бриллиантовое ожерелье, а сама афера оказала влияние на ход исторических событий Франции.

Началась эта история с того, что король Людовик XV в подарок своей фаворитке заказал уникальное ожерелье из 629 бриллиантов. Ювелиры выполнили заказ, но выкупить его король не успел, скоропостижно скончавшись. Мастера предложили взошедшему на престол Людовику XVI приобрести ожерелье для Марии-Антуанетты. Однако тот счел ожерелье слишком дорогим и отказался от сделки.

Этим и воспользовалась хитрая Жанна де ла Мотт. Дело в том, что кардинал Роган оказался в немилости у Марии-Антуанетты, но желал вернуть ее расположение. Жанна сумела убедить кардинала в том, что сможет помочь ему в этом. Жанна якобы организовала переписку Рогана с королевой (на самом деле от лица королевы письма кардиналу писал подельник да ла Мотт, умевший подделывать почерки), сумела аферистка организовать даже свидание Рогана с «королевой», роль которой исполнила внешне похожая на Марию-Антуанетту знакомая Жанны Николь Леге (встреча состоялась в сумерках, поэтому кардинал не заметил подмены). Окрыленный Роган был уверен в том, что Жанна в самом деле искренне ему помогает, а также близка с королевой.

Однако, де ла Мотт, разумеется, преследовала свои цели.

Однажды Жанна передала Рогану просьбу «королевы»: Марии-Антуанетте якобы очень хотелось стать обладательницей бесценного ожерелья и она просила кардинала выкупить его у ювелиров. Роган, разумеется, поверил авантюристке, подписал договор с ювелиром, взяв большой кредит.

Правда, кардинал попросил де ла Мотт, чтобы королева также поставила на договоре свою подпись. Видимо, все же опасался обмана. Подельник Жанны легко решил эту проблему, в очередной раз подделав почерк Марии-Антуанетты. Успокоившись, Роган поручил Жанне забрать ожерелье и передать его королеве. Разумеется, украшение больше никто не видел. Говорили, что Жанна с подельниками быстро разобрали ожерелье, а камни почти сразу начали продавать.

Когда же подошло время первого взноса, а денег ювелиры так и не увидели, они обратились к самой Марии-Антуанетте.

Разразился грандиозный скандал. Кардинала де Рогана арестовали. Тот, отказавшись брать всю вину на себя, рассказал о графине де ла Мотт.

Жанну и ее подельников арестовали. Авантюристку приговорили к публичной порке и пожизненному заключению, а на плече у нее появилось клеймо с буквой «V» (voleuse — «воровка»).

Мария-Антуанетта отрицала свою причастность к этой истории и знакомство с Жанной де ла Мотт. Однако, ее имя было запятнано. Громкий скандал способствовал падению престижа Бурбонов, привел к кризису королевской власти и в итоге — к революции.

Жанне же удалось бежать из тюрьмы, облачившись в мужской костюм. Согласно одной из версий, графиня сбежала в Англию, где и провела остаток своих дней. Другая версия гласит, что Жанна уехала в Россию и жила в стране под именем графини Гаше.