Анализ выводов международных организаций по обстрелам, от которых гибнут мирные жители Донбасса, наталкивает на парадоксальные выводы. Какие именно, читайте в аналитической статье журналиста Александра Михельсона для УНН.
КИЕВ. 9 февраля. УНН. Жестокие бои на Донбассе продолжаются, и продолжают вызывать гибель мирных жителей. На днях в Донецке под обстрел попала больница - погибли по меньшей мере пять человек. Нонкомбатанты, как еще называют гражданских лиц в отчетах международных организаций, погибают от обстрелов и на территории, подконтрольной правительственным войскам.
В каждом случае стороны обычно обвиняют друг друга. Для сепаратистов факты гибели мирных жителей давно стали важной составляющей пропаганды: в непризнанных республиках, как и в дружественной к ним России, официально считается, что украинские войска специально обстреливают жилые массивы городов, тогда как боевики их лишь "защищают". Факты гибели мирных жителей от обстрелов самих боевиков банально замалчиваются.
Со своей стороны, Киев со временем перенял информационную стратегию врага (по крайней мере, в этой ее части). От чьего бы огня не погибли гражданские лица, возможная вина правительственных сил не признается никогда. В крайнем случае должностные лица заявляют о "провокации" боевиков, которые, мол, подставляют Вооруженные Силы в глазах своего населения и мира.
Пропагандистской составляющей злоупотребляют обе стороны. Между тем, абсолютное большинство случаев гибели гражданских лиц от артиллерийских обстрелов вполне может быть приписано случайностям. Интуитивно это чувствовалось всегда. Почтенная международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) получила и соответствующие факты.
Правозащитники проанализировали ряд громких инцидентов, проведя исследования непосредственно на месте событий. Полученную информацию эксперты обобщили в недавнем отчете под названием "Украина: количество смертей гражданских лиц растет" (полная версия на английском языке доступна тут).
"Обе стороны конфликта должны прекратить использование неуправляемых ракет и взрывного оружия широкого радиуса поражения в населенной местности", - призывает HRW в этом документе. Очевидно, речь идет о реактивных системах залпового огня, таких как "Град", и артиллерийских и минометных снарядах большой взрывной силы.
"Обе стороны также должны тщательно соблюдать обязательства избегать создания угрозы гражданским лицам из-за размещения военных объектов в населенной местности", - сказано в следующем же предложении.
Эти призывы имеют обоснованные исследованиями. В частности, эксперты HRW осмотрели место обстрела жилых кварталов Мариуполя 25 января, когда погибли один военный и более тридцати гражданских лиц, а почти сотня получили ранения. Как уже сообщал УНН, международные правозащитники, как и Украина, склонны возлагать вину за обстрел на сепаратистов.
"Human Rights Watch посетила место удара примерно через 6 часов после обстрела. На 1,2-километровом отрезке улицы Киевской Human Rights Watch обследовала 31 след от взрывов ракет на земле и на стенах домов", - говорится в отчете.
Одна ракета упала во двор школы, где, к счастью, в то время учеников не было. Некоторые другие - на здешний рынок, и там были погибшие. Все кратеры от взрывов, а в трех случаях - и фрагменты корпусов снарядов "Града", указывали, что ракеты прилетели с территории сепаратистов.
В то же время, как указано в отчете, относительно рядом на момент обстрела находился украинский блокпост. Ближайшие к нему кратеры от снарядов "Града" эксперты организации нашли на 600 метров южнее. Другими словами, сепаратисты могли целиться в блокпост, но состоялся перелет.
"Местные жители сказали, что после обеда слышали еще два взрыва на той же территории, севернее места первого удара. Наблюдатели ОБСЕ заявили, что эти два снаряда упали рядом с правительственным блокпостом... То, что эти снаряды упали ближе к бокпосту, указывает, что именно он мог быть и целью первого обстрела", - отметили правозащитники.
Они также напомнили, что лидер "ДНР" незадолго до обстрела заявил о начале наступления на Мариуполь, но отказался от своих слов сразу же после того, как стало известно о массовой гибели гражданских лиц.
Аналогичное исследование эксперты HRW провели на месте обстрела блокпоста под Волновахой 13 января. Тогда реактивный снаряд попал в микроавтобус с нонкомбатантами: погибли 10 гражданских лиц, 18 были ранены, двое из них позже скончались в больнице.
Согласно отчету, эксперты организации прибыли на место происшествия только 21 января. Однако, как и украинские следователи и представители ОБСЕ, они решительно отрицают широко тиражированную российскими СМИ версию о поражении микроавтобуса заранее заложенной миной или любым другим видом оружия, кроме РСЗО "Град".
Как указано в отчете, на месте представители HRW осмотрели 9 кратеров от взрывов "Града", а также нашли соответствующие фрагменты снарядов. Обстрел, опять-таки, велся с территории мятежников. Один из кратеров нашли в 10 метрах от места поражения микроавтобуса. Характер повреждений машины вполне идентичен тем, которые понесли автомобили на стоянках в Мариуполе.
В то же время выводы правозащитников не подтверждают официальную позицию Киева о том, что уничтожение гражданского населения было заранее спланировано сепаратистами (эту версию, в частности, озвучивали в СБУ).
"Блокпост под Волновахой является главным блокпостом правительственных сил на пути между Донецком и Мариуполем, двумя самыми главными городами региона", - отметили в HRW.
"Как и в случае с обстрелом Мариуполя, просепаратистские соцсети немедленно после удара сообщили об успешной атаке на блокпост. Впрочем, позже они стерли или поменяли свои заявления в направлении обвинения украинских правительственных сил", - добавили правозащитники.
С чем HRW разобраться не смогла, так это - с обстрелом 22 января троллейбусной остановки в Донецке. Тогда, напомним, погибли 13 мирных жителей.
Эксперты организации прибыли на место 24 января, но кратеры на асфальте уже заровняли. Поэтому эксперты исследовали фото, а так же опросили свидетелей. Исследователи так и не получили подробной информации о том, какие именно снаряды это были.
"Human Rights Watch идентифицировали военную базу мятежников в 500 метрах от места инцидента... несколько ракет "Града" поразили местность вокруг этой базы в августе 2014 года, поэтому правительственные силы, похоже, обстреливали это место ранее", - говорится в отчете.
Вместе с тем, правозащитники не уверены, что и на этот раз действовал "Град".
"Фото и остатки кратеров, однако, позволяют предположить, что удар был нанесен из минометов с максимальным радиусом действия около семи километров", - отметили они. Следовательно, говорят эксперты HRW, удар нанесли с территории, подконтрольной сепаратистам.
Напомним, сначала так называемая власть "ДНР" тоже заявила, что обстрел велся из миномета группой "Украинских диверсантов", которую якобы задержали в тот же день. Но позже зазвучали заявления об обстреле из гаубиц, а "задержанных диверсантов" так никто и не увидел.
Местные журналисты, с которыми по этому поводу пообщался корреспондент УНН, подтверждают, что рядом с остановкой действительно была потенциальная военная цель. Три человека, независимо друг от друга, назвали такой целью завод "Донгормаш", на котором боевики активно ремонтируют военную технику. Один из собеседников добавил, что в этом же районе есть и "большая база ополчения вместе с военным училищем и тренировочным полигоном".
18 января от обстрела Кировского района Донецка погибли три гражданских лица, включая четырехлетнего мальчика. Семилетний брат и мать этого мальчика получили серьезные ранения.
Наиболее вероятным районом, откуда велся огонь, эксперты HRW назвали всем известный поселок Пески, откуда велась огневая поддержка "киборгов" во время боев за донецкий аэропорт.
Впрочем, здесь речь шла не об аэропорте. "Рядом... идентифицировали возможную цель обстрела - коммерческое здание, которое, похоже, использовали мятежники... Вооруженные люди не позволили Human Rights Watch проверить, подверглось ли повреждению здание и его двор", - говорится в отчете.
"Местные жители подтвердили, что здание использовалось сепаратистами, и сообщили, что накануне обстрела слышали залпы из его направления", - также говорится там.
А в поселке Гранитное, обстрелянном 13 и 20 января, экспертов к исследованию места событий не допустили уже украинские военные. Впрочем, правозащитники опросили местных жителей, включая мать двухлетней девочки, погибшей от обстрела. По словам местных, обстрелы, скорее всего, вели боевики, пытаясь попасть по базе правительственных сил, расположенной непосредственно в поселке.
HRW исследовала еще семь случаев ракетных и артиллерийских обстрелов населенных пунктов в январе, в пяти из которых погибли гражданские лица. Четыре случая из семи, по мнению правозащитников, можно объяснить промахом по соответствующим военным объектам. Ответственность за все семь случаев они положили на правительственные силы. Впрочем, напомним, все исследования велись в Донецке и вблизи него, и было это в начале массированных обстрелов сепаратистами Дебальцево и ряда близлежащих населенных пунктов.
К приостановлению огня и отводу тяжелых вооружений из густонаселенных районов призвал Генсек ООН Пан Ги Мун. Однако, очевидно, в ситуации относительного равновесия сил ни одна сторона первой такого шага не сделает, ведь это может резко ослабить ее позиции.
Возможно, нонкомбатанты на Донбассе получат передышку в результате очередного "полупрекращения огня" вроде того, что наблюдалось в первых числах января. Но тот же опыт показывает, что такие квази-перемирия служат лишь паузой перед усилением обстрелов. И при этом ни точность, ни избирательность огня не улучшаются ни с одной стороны.