КИЕВ. 21 января. УНН. В интервью УНН режиссер и сценарист украинского фильма "Поводырь" Олесь Санин рассказал, что на создание фильма его вдохновил американский актер украинского происхождения, большая звезда американского кино Джек Пеленс (Владимир Палагнюк). Также объяснил режиссер, в чем заключается секрет успеха ленты - рекордное количество просмотров.
- Как у Вас возник замысел написания сценария к фильму?
Первый замысел сценария возник странно. В 2003 году я поехал со своей первой картиной "Мамай" в Американскую киноакадемию. Это был первый фильм от Украины, представленный в Американской киноакадемии. У меня было 400 долларов (на отель).
Накануне, когда прошло 2 показа в кинотеатре "Кодак", я появился в киноакадемии, но кинорежиссерам нельзя быть на показах. Тогда посмотрел на мечту всех кинорежиссеров, потому что Голливуд - это столица кино.
В моем гостиничном номере зазвонил телефон. С акцентом на украинском языке спросили: "Олесь Санин? Мы долго Вас ждали". Это был Джек Пеленс. (Владимир Палагнюк - американский актер украинского происхождения, звезда американского кино - Ред.). Я остался на 2 недели в Штатах. У меня появились продюсеры.
Я начал делать 2 проекта. Затем произошла "оранжевая революция". Мне позвонили из Администрации Президента Украины и сказали: "Возвращайся назад. Нам нужно большое украинское кино". Я рассказал Джеку. И он сказал, что нужно украинское кино, но его должен увидеть весь мир.
Я ему с десяток дал сценариев за эти 2 недели. Он сказал, что то что принес, это полное "дерьмо". Я ему рассказал, что нашел в американской газете историю про американского мальчика, который вместе с отцом приехал в Советский Союз, и мальчик этот пропал на вокзале. Говорю, что в советской газете нашел, что папу убили "советские персонажи". А когда рассказал историю о бандуристах. Он сказал: "Остановись. Это та история, которую ты должен рассказать миру. Забудь обо всем, о том, чему ты учился, о наградах, фестивалях. Ты должен снять фильм, которым ты достучишься до сердца людей. Эта история расскажет о нас миру".
Все думают, что он (Джек Пеленс - Ред.) должен был играть бандуриста. Нет, он должен был играть мальчика, который "до сегодняшнего дня дожил и рассказывает эту историю" (Пеленс умер в 2006 году, на этапе разработки фильма - Ред.).
Сценарий был большим. Должен был быть подписан контракт на бюджет в 15 раз больше того, за который я снял этот фильм. Менялись президенты, правительства, но я старался не изменить себе, этой истории.
- Какую основную цель Вы ставили перед собой, когда создавали ленту?
Мы хотели рассказать историю о людях, которые сопротивлялись, у которых отобрали все: право голоса, запретили музыкальные инструменты, запретили культуру. И которые с этим смирились. Мы понимали, что для нас это, может, последний шанс снять для себя кино правды.
- Как достигли такого успеха - рекордного количества просмотров фильма зрителями?
Весь фильм - это подарок судьбы. Нет истории успеха. Я бы советовал, людям, которые берутся за какую-то историю, которую ты должен донести до людей, быть честными перед собой, перед людьми, с которыми ты работаешь. Ищи собратьев. И не ты сам, а эта история, может, станет успешной. Это пока единственная форма успеха, о которой я могу говорить.
- Я знаю, что Вы едете за границу...
Это промо "Поводыря". Это показы "Поводыря". У меня тур был в 12 городах. Уже были, в частности, в Нью-Йорке, Вашингтоне, Чикаго, Гарварде, Лос-Анджелесе. (Интервью было записано 19 января перед поездкой режиссера за границу - Ред.)
- В ближайшее время?
В Париже, в Брюсселе, Антверпене и в Тбилиси.
- Надеетесь на установление очередного рекорда по просмотрам фильма?
Я не собираюсь никакие рекорды делать. Какие рекорды? Это же не спорт. Я не занимаюсь ни сбором статуэток, ни людей... Люди приглашают. Я понимаю, что с моим присутствием к этому большее внимание.
- Чем иностранный зритель отличается от украинского?
Ничем не отличаются.