22 декабря текущего года Кабинет министров Украины внес в Верховную Раду новую редакцию законопроекта №3632 (Проект Закона о детенизации рынка азартных игр и обеспечении доходами бюджета с целью выполнения социальных обязательств).

КИЕВ. 24 декабря. УНН. В части лотерей концепция проекта Закона значительно изменилась. Минфин убрал открыто лоббистские положение о возможности выиграть конкурс только одному иностранному оператору. Тем не менее, осталось много проблем.

Итак, согласно новой редакции проекта, операторами лотерей могут быть не более двух лиц (ч. 2 ст. 24), при этом единственным серьезным требованием к конкурсантам является наличие опыта работы на рынке 3 года (уже не нужен опыт в трех зарубежных странах и оборот 5 млрд евро за последние 5 лет). Однако, далее в проекте есть норма о том, что лицензионными условиями могут устанавливаться иные требования к операторам лотерей (ч. 4 ст. 24). Фактически это означает, что Минфин получил право сам устанавливать требования к операторам. Не означает ли это, что таким образом КМУ пытается завуалировать лоббизм. То есть, Минфин в лицензионных условиях "детализирует" требования к операторам лотерей и вернет, например, опыт работы в 3 или 5 зарубежных странах. Минфину дается право вручную управлять рынком и выписывать требования к операторам под конкретного (даже иностранного оператора).

Проект Закона сохраняет требование о наличии нескольких лицензий на один вид деятельности. Такая концепция противоречит законодательству о лицензировании, согласно которому лицензия должна выдаваться на вид деятельности, а не на оборудование или дилеру. Проект же предусматривает, что оператор должен получить лицензию на выпуск и проведение лотерей по результатам конкурса (ее цена не установлена). А после этого еще и получить лицензию на размещение лотерейных терминалов (ст. 50). Каждая такая лицензия стоит 100 минимальных зарплат в год. Кстати, оператор должен установить не менее 1 000 таких терминалов (ч. 8 ст. 24) в течение первого года деятельности.

Учитывая и так слишком тяжелое налоговое бремя в 2015 году, в условиях которого операторы едва выживают, дополнительные платежи могут стать непосильными для них. Итак, расчеты на 2016 год. Минфин, по их словам, рассчитывает получить за лотерейную лицензию не менее 1 миллиона евро (около 27 миллионов гривен). А поскольку лицензия продается на конкурсе, то эта сумма может быть больше. Кроме того, в первый год деятельности оператор за установку ЛТСов должен заплатить (около 1 500 грн (МЗП) * 100 мзп * 1000 ЛТС = 150 млн грн) 150 млн гривен. Всего минимум 177 млн ??гривен. И это без налогов. Операторам будет невыгодно легализовать свою деятельность, которая может загнать рынок в тень.

Проект оставляет широкие полномочия Минфину по вмешательству в деятельность операторов лотерей, что может повлечь за собой коррупцию. Например, ч. 6 ст. 30 предусматривает, что Минфин согласовывает перечень лотерей, которые могут распространяться через ЛТСы и по своему усмотрению может отказать в согласовании отдельного вида лотереи, если считать, что она похожа на азартную игру. То есть, оператор, купив лицензии на каждый ЛТС, фактически может быть субъективно лишен Минфином права распространять на нем лотереи, поскольку они не будут нравиться кому-то в Минфине. П. 52 ст. 1 предусматривает, что правила лотереи должны согласовываться Мифином. Проект возвращает старые неэффективные и коррупционные нормы, отмененные законом о лотереях в 2012 году. Имея такие полномочия, Минфин вручную управлял лотерейным рынком, субъективно отказывая в запуске новых лотерей и вредя развитию рынка.

Ч. 9 ст. 52 предусматривает, что лицензионными условиями могут устанавливаться дополнительные требования к заявлению на получение лицензии или дополнительные документы, которые должны быть предоставлены. Перечень документов должен четко устанавливаться в законе, иначе это дает Минфину право делать перечень "под конкретного субъекта" и тем самым не допускать на рынок тех, что не подходит.
Ч. 10 ст. 52 устанавливает, что в лицензионных условиях устанавливаются, в частности, порядок принятия и рассмотрения Минфином заявления о выдаче лицензии, порядок аннулирования лицензии или оставления заявления без рассмотрения и др. Эти положения должны устанавливаться законом, поскольку предоставление такого права Минфина содержит коррупционные составляющие, если Минфин сам себе будет устанавливать правила деятельности.