Украинцы не слишком понимают, с чем имеют дело на выборах. До местных выборов осталось всего два дня. Пройдут они по новой системе - пропорциональной, но с заметным "мажоритарным элементом". Об этом в своем блоге написал лидер "Украинского выбора" Виктор Медведчук, передает УНН
Так, в бюллетене будет указана фамилия не только местного партийного лидера, возглавляющего список, но и конкретного кандидата от партии по округу.
Только после голосования станет ясно, воспринимаются ли эти выборы более как мажоритарные или как пропорциональные. Если будет большой разброс голосов за одну партию в разных округах одного города — значит, как мажоритарные. Если разброса не будет, и за партию отдадут голоса даже там, где в бюллетене нет конкретного кандидата по округу (по закону такое возможно тоже), — значит, как пропорциональные.
Но для того, чтобы выборы состоялись, необходимо, чтобы избиратели еще разобрались в бюллетенях. Ведь, как показало исследование КМИС, украинцы не слишком понимают, с чем будут иметь дело. На этом, подводя итоги работы в фокус-группах, акцентировала внимание руководитель проектов гражданской сети “ОПОРА” Ирина Швец: “Общее впечатление было такое, что бюллетень интуитивно непонятный и требует уточнения. Например, избиратели высказывали различные идеи относительно того, что могут означать две фамилии в бюллетене. Они считают, что это кто-то главный, а кто-то его заместитель. Некоторые считали, что „круче чувак, поэтому фамилию большими буквами“, были и другие варианты от избирателей”.
А координатор гражданской сети “ОПОРА” Ольга Айвазовская призналась: “Некоторые избиратели говорят, что если бы в день выборов они увидели этот бюллетень впервые, может быть, его бы просто зачеркнули и бросили в таком виде”.
И поскольку никаких программ, которые предусматривают, что избирателей просветят на этот счет, нет, то наверное и до дня голосования ничего не изменится. Насколько серьезна эта проблема, станет ясно сразу после выборов. Впрочем, некоторые итоги выборов можно подводить уже сейчас. К сожалению, все они неутешительны.
Во-первых, все разговоры об открытых списках на практике не привели к тому, что избирателю будет проще самостоятельно выбрать импонирующих ему кандидатов (как в скандинавских государствах, Швейцарии и ряде других стран). Напротив, теперь информации о том, какие люди представляют партии, стало меньше: раньше в бюллетене было по пять кандидатов от каждого субъекта выборов, сейчас — по два, а то и по одному.
Во-вторых, по количеству крупных скандалов, связанных с регистрацией на местах отдельных политических сил и кандидатов (Харьков, Херсон, Мариуполь и другие населенные пункты), эти выборы многократно переплюнули выборы 2010-го, когда скандалы были локализованы во Львовской области через списки “Батькивщины”.
В-третьих, и это, пожалуй, самое главное: лишение переселенцев из Донбасса права голоса на предстоящих выборах — сильнейший удар по идее единства Украины. Переселенцы вполне правомерно увидят в этом отношение к жителям Донбасса как к людям второго сорта. И если раньше еще можно было говорить, что такую ??позицию — лишить переселенцев права голоса — занимают отдельные политики и общественные деятели, то лишение внутренне перемещенных лиц права выбирать мэров и депутатов по новому (фактическому) месту жительства — это уже решение киевской власти.
А в Европе, куда на словах так стремится Украина, совсем противоположный подход к участию в местных выборах. Там не только не делят своих граждан на сорта. В ряде государств проголосовать на выборах могут также граждане других стран, легально проживающие на этой территории. Что же касается граждан государств ЕС, то они могут участвовать в местных выборах практически в любой стране Евросоюза.