Относительно военных преступлений, совершаемых в отношении военнослужащих, есть сложности с установлением, было ли совершено именно военное преступление.

Ведь если найдено тело военного с оружием, возникает вопрос: его убили с оружием в руках или оружие потом положили после убийства. Об этом в комментарии УНН рассказал исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Александр Павличенко.

«Убийство в бою не является военным преступлением. Преступлением можно считать, если есть доказанный факт его совершения, а именно, если есть убитый человек, и известно, при каких условиях он убит. Потому что часто сложно установить, совершено ли военное преступление. Например, найдено тело убитого солдата с оружием: был ли он убит, потому что поднял оружие, или его расстреляли и бросили оружие рядом? Когда берут в плен и потом расстреливают – это военное преступление. Но если кто-то из тех, кто сдается в плен, поднимает оружие, расстреливают всех», – рассказал Павличенко.

Является ли видео с расстрелом украинского военнослужащего, которое недавно распространилось по сети, доказательством военного преступления – эксперт отметил, что оно требует детального исследования. По обнародованному отрезку видео можно установить, что убили человека, который не оказывал сопротивления, был безоружен, а значит, не представлял угрозы перед вооруженными россиянами.

«То есть, фактически был убит безоружный военнослужащий. Но надо исследовать, находился ли он уже в плену, или к нему подкрались незаметно, или его заставляли что-то делать. Это все за пределами обнародованного отрезка. Но он был безоружен, поэтому правомерности в убийстве не было. Еще надо понимать, что обнародование видео преследует свою цель – это такой способ подогреть проявление ненависти со стороны украинцев. Мы видим, россия рассчитывает на то, что украинцы будут сразу уничтожать и не брать в плен россиян. А это потом будет использовано ими в пропаганде, что Украина совершает военные преступления и убивает пленных», – отметил Павличенко.

Относительно того, какие сейчас есть юридические пути наказания военных преступников, эксперт отметил, что их два: на уровне нашего государства и на международном уровне.

На государственном уровне – правоохранительные органы и судебная система. Статья 438 УКУ определяет, что является военным преступлением и какое наказание за это. Чтобы привлечь к ответственности преступников, необходимо провести надлежащее расследование, с помощью современных средств можно установить, кто совершал преступление, кто был командиром, кто отдавал приказ. В отличие от гражданских преступлений, военные не имеют срока давности, поэтому всех виновников можно привлечь к ответственности и через десятилетия.

«Второй путь – это Международный уголовный суд. Если он возьмет к рассмотрению один из этих эпизодов, проведет следствие и установит, что имело место совершение военного преступления, так же может привлечь виновных к ответственности. Если будет доказано и указан путь передачи приказа о совершении такого преступления и вину политической верхушки рф, то они, соответственно, уже непосредственно становятся субъектами преследования», – подчеркнул эксперт.

Напомним

Генеральный прокурор Украины Андрей Костин заявил о начале расследования по факту расстрела безоружного человека, который зафиксирован на обнародованном видео. СБУ окончательно подтвердила личность Героя, расстрелянного после слов "Слава Украине!".

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба призвал прокурора МКС Карима Хана немедленно приступить к расследованию расстрела российскими оккупантами украинского военнопленного за слова "Слава Украине".