Политолог, кандидат философских наук Валентин Пустовойт считает, что решение главы государства Петра Порошенко подбирать чиновников из иностранцев с помощью международного рекрутингового агентства - сомнительно с управленческой точки зрения.
Член Ассоциации политических психологов Украины напомнил, что обосновывая во время выступления в парламенте свое решение о назначении на правительственные должности иностранцев, Президент П.Порошенко сказал : "Я не сомневаюсь, что реформаторы всех времен и народов не чурались привлекать к изменениям иностранцев".
"Жаль, что отсутствие сомнения господин Президент не подтвердил никаким примером успешного проведения реформ правительства-иностранцев, - замечает В.Пустовойт. - А вот противоположных примеров предостаточно. И один из самых свежих и самых убедительных - проведение экономических реформ в КНР собственными управленцами".
Во времена Мао Цзэдуна, напомнил политолог, богатым считался человек, который имел транзистор и велосипед. Вследствие реформ, проведенных самостоятельно, уровень жизни в Поднебесной вырос в несколько раз, а экономика стала одной из крупнейших в мире. Ставка на собственную модель преобразований была обусловлена ??трезвым пониманием китайским руководством того, что развитые страны не заинтересованы в появлении мощного конкурента. Поэтому рекомендации западных экономистов в конечном итоге на будут ставить целью экономический рост Китая.
"Чего никак не поймем мы, сломя голову бросаясь реализовывать каждый сомнительную совет только потому, что он пришел из-за границы. Например, уничтожать лучшие в мире украинские черноземы монокультурным выращиванием рапса, кукурузы и подсолнечника", - отметил эксперт.
С управленческой точки зрения, подчеркнул Валентин Пустовойт, назначение на правительственные должности "варягов" несет ряд рисков: "Прежде всего, как долго варяг-чиновник будет въезжать в украинское законодательное поле? Или это поле сразу перепашут под него? Что, кстати, уже делается с "космической скоростью".
И это довольно опасно, отметил он. Ведь система государственного управления в любой стране с полит-психологической и социально-политической точек зрения - очень сложное образование, которое выстраивалось всей предыдущей историей. Ее разрушение абсолютно не гарантирует, что на освободившемся месте сразу же приживется что-то новое, скроенное по чужим лекалам. Здесь многое значат исторические традиции определенного народа, которые не могут быть просто реализованы в государственной практике другого. Например, Великобритания прекрасно обходится без формальной конституции, и это не мешает ей быть демократической страной.
"Или возьмем прецедентное право, которое играет главную роль в странах англосаксонской правовой системы, и которое не может быть тупо перенесено в нашу юридическую систему без ее соответствующей трансформации, - говорит эксперт. - Поэтому трудно представить себе на посту Генерального прокурора Украины американского юриста. Однако законопроект, который открывает такую ??возможность, уже зарегистрирован в Верховной Раде".
В нем, как и в другом, который в принципе позволяет иностранцам работать на государственных должностях, обусловливается: это возможно при наличии "признанного в мире лучшего практического опыта внедрения реформ в соответствующей сфере ".
"Признанного кем? - Спрашивает В. Пустовойт. - И, к слову, "практический опыт внедрения реформ" в сфере государственного управления имеет Айварас Абромавичус, выдвинутый Президентом и утвержденный Верховной Радой в должности Министра экономического развития и торговли Украины? Судя по его биографии, он вообще не имеет опыта правительственной работы".
"Теперь о самом главном - ответственность, - продолжает политический аналитик. - Какая ответственность у чиновника-варяга? Уголовная достаточно проблематична. Историческая? Она ляжет на народ, который традиционно за все заплатит - и своим благосостоянием, и своей исторической судьбой. Да еще и соседи будут презирать его как легковерного неудачника, который дал завести себя в болото группе поисковиков высоких должностей (которых, очевидно, у себя дома эти поисковики не нашли)".
Правда, это могут быть честные с научной точки зрения реформаторы экспериментаторы. Но здесь есть огромная опасность: не имея корней в народе страны, которой руководят, они, может так случиться, будут абсолютно безжалостно экспериментировать над нашими людьми, внедрять свои идеи.
"И чтобы потом не получилось так, как в концовке анекдота советских времен: конечно, коммунисты не ученые, ведь те, прежде чем строить коммунизм, сначала бы на кошках и собаках попытались", - горько пошутил эксперт.
Аргументы, высказанные в "Итогах недели" на телеканале Интер об ответственности хедхантерской фирмы за неудачный подбор чиновника-иностранца - репутационные потери, возврат денег (кстати, насколько больших?), - просто смехотворны, заметил Валентин Пустовойт. На многих правительственных должностях можно нанести такой ущерб, который никакими штрафными санкциями (за взыскание их еще надо годами судиться!) не перекрыть. Например, возглавляя люстрационную кампанию, разрушить кадровую основу системы государственного управления.