В отношении тех, кто вредит своей стране, когда она борется с агрессией, нужно руководствоваться максимой "A la guerre comme a la guerre" (на войне как на войне - ред.), Считает член Ассоциации политических психологов Украины кандидат философских наук Валентин Пустовойт
КИЕВ. 11 декабря. УНН. “Иначе они затянут всех нас в кровавую мясорубку, в которой уже оказался Донбасс, а сами переберутся жить на зарубежные виллы, которые с подачи Леонида Кравчука цинично называют “хатынками”, — считает В.Пустовой.
“Надо выпрямиться из позы страуса, вытянуть голову из песка и наконец увидеть: то, что происходит в Донбассе, никакая не антитеррористическая операция против сепаратистов, а навязанная Украине война, которую агрессор, судя по всему, готовится перевести в полноформатную фазу, — говорит политолог. — И чтобы не повторить позорную сдачу Крыма относительно всей страны, необходимо наводить порядок средствами, адекватными ситуации.”
Никакой героизм солдат и офицеров на фронте не способен обеспечить победу без крепкого здорового тыла. Если одни самоотверженно защищают Родину, а другие в это время наживаются, в том числе и на крови, увечьях и гибели первых, это неизбежно приведет к поражению. Оглушительному поражению, — отмечает эксперт.
“Те, кто грабят бюджет, разворовывают материальные ресурсы во время войны, — прямые пособники внешнего врага. И действовать по отношению к ним надо так, как это делали во все времена все народы, которые боролись за свою жизнь и победили. Если мы не хотим, чтобы нынешняя страница истории стала последней, на который присутствует украинский народ.”
Украинское правительство выделило Министерству обороны несколько миллиардов гривен, еще более 140 000 000 (!) пожертвовали граждане, но почему же до сих пор потребности украинских воинов в питании и зимнем обмундировании удовлетворяют волонтеры? Почему до сих пор не дали по той “умной” голове, в которой возникла идея выбросить 60 000 000 миллионов евро от ЕС на строительство дурацкого забора на украинско-российской границе? Как можно было провести помпезный военный парад в Киеве стоимостью 80 000 000 гривень, проигнорировав сообщения разведки и доклады командиров с передовой об угрозе под Иловайском? Сколько граждан Украины погибнет этой зимой от переохлаждения из-за того, что был закуплен некачественный уголь аж... в Южно-Африканской Республике? Как можно продавать стране, фактически воюющей против твоей Родины, вертолеты, предварительно уценив их почти до стоимости металлолома?
Ответов на эти вопросы нет. Мало того, у нас уже нет времени на поиск ответов. Однако еще есть немного времени добиться, чтобы такие вопросы не возникали.
Никто из тех, кто вышел из младенческого возраста, не хватается голыми руками за раскаленный утюг. Знают, чем это неизбежно закончится. Надо добиться, чтобы казнокрадство и преступное разгильдяйство в условиях войны ассоциировалось с неизбежным наказанием такого уровня жесткости, который исключит саму мысль о возможности воровать деньги или щеголять в разряженном мундире на параде, когда на Востоке страны гибнут люди, — категорически подчеркивает политолог.
“Этого можно добиться, только расстреляв два-три десятка особенно отъявленных негодяев. К сожалению, в существующей системе политических и правовых координат сделать это невозможно. Ее надо менять, — убежден эксперт. — И мы меняем. Только в противоположную сторону. На мой взгляд, мы очень не вовремя перешли от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме государственного устройства. В критических ситуациях необходима концентрация власти.”
“Правда, история знает случаи, когда такая концентрация сосредотачивалась в коллективном органе. Наиболее яркий пример — Конвент времен Великой Французской революции. Одолев с помощью гильотины контрреволюцию, он сумел мобилизовать народ на отпор агрессии почти всей монархической Европы”, — говорит специалист по социальной философии и философии истории Валентин Пустовойт.
Но история также помнит, что вскоре депутаты Конвента с помощью изобретения Гильотена начали разбираться в своих внутренних распрях, — напоминает эксперт. “Это я к тому, что вряд ли Верховной Раде сейчас можно предоставлять чрезвычайные полномочия. Депутаты нынешнего созыва и недели не проработали, как уже подрались. Дай им чрезвычайные полномочия, и они приволокут в кулуары Сессионного здания гильотину или виселицу. И начнут рвать друг друга на части, чтобы враги боялись.”
А порядок во Франции тогда навел молодой генерал Наполеон Бонапарт. Одно из первых его мероприятий после узурпации власти — отправка военных отрядов в середину страны, ставшую в результате постреволюционного “беспредела” практически непроезжей, с приказом расстреливать банды грабителей без всяких сантиментов. И командиры отрядов с этим быстро справились. Некоторые из них потом стали маршалами, которые до сих пор олицетворяют военную славу Франции...
“Однако вернемся в современную Украину, — продолжает политический аналитик. — Непатриотизм значительной части руководящей прослойки нашего общества с точки зрения политической и социальной психологии обусловлен тем, что те, кто считают себя элитой народа, чувствуют себя трансцендентными по отношению к нему. Значение термина лучше всего объяснить на примере из религиоведения. В христианстве трансцендентностью к Миру наделен только Бог, который этот Мир создал, сам существует вне его и делает с ним все, что считает нужным, ни перед кем за это не отчитываясь, — объясняет эксперт. — Такое отношение элиты, точнее, квазиэлиты к собственному народу неизбежно приводит нацию к исторической катастрофе.”
Он приводит еще один исторический пример. Когда в мае 1453 году султан Мехмед II захватил столицу Византийской империи Константинополь, к нему с роскошными дарами пришли представители местной знати. Султан поинтересовался, почему они не отдали эти ценности на нужды обороны своего города.
“Чтобы сохранить их для тебя, наш новый повелитель”, — ответили знатные холуи. Мехмед II приказал умертвить их самой жестокой казнью.
Позже выяснилось, что до начала осады талантливый венгерский оружейник Урбан предложил свои услуги византийцам, но их власть имущие пожалели денег. Зато турки-османы предоставили ему возможность реализовать свои артиллерийские идеи. И Урбан создал для них мощные пушки, в частности мортиру невиданного калибра почти 90 см, с помощью которой и были разрушены мощные константинопольские стены.
Последний византийский император Константин XI погиб с мечом в руке, принимая непосредственное участие в ликвидации одного из прорывов турок через разрушенную стену. Возможно династия Палеологов на нем бы не оборвалась, если бы он так же решительно взгнуздывал свою “элиту” ...
“Может, Петру Порошенко стоит учесть печальный опыт последнего императора Восточной Римской империи? Чтобы не стать последним президентом независимой соборной Украины”, — замечает Валентин Пустовойт.