Когда 30 марта был объявлен конкурс на главу Государственной фискальной службы, это решение приветствовали практически все, за исключением заинтересованных в сохранении коррупционных схем в налоговой и таможенной службах. Конкурс заканчивается - вот-вот должен быть назначен новый глава ГФС, самое время подвести предварительные итоги и извлечь уроки на будущее

КИЕВ. 29 апреля. УНН. Прежде всего, много вопросов вызывает сама организация конкурса. УНН попытался кратко изложить всю хронологию отбора.

Сама по себе она очень красноречива.

30 марта Министерство финансов объявило  о начале открытого публичного конкурса. Тех, кто желает принять в нем участие, попросили сдать документы до 2 апреля, а на 6 апреля было намечено рассмотрение кандидатур.

2 апреля, в день, когда истекал срок предоставления документов, Минфин продлил его до 6 апреля. О том, когда состоится сам отбор, не сообщалось.

Уже на следующий день, 3 апреля, все изменилось. Сокращенный перечень документов конкурсная комиссия попросила сдать до 10 апреля, а полный перечень - до 17 апреля. Рассмотрение кандидатур также перенесли. Правда, не сообщили, на какой срок, но пообещали закончить отбор кандидатов до 23 апреля

Прошло пять дней, прежде чем Минфин определился с датой публичного рассмотрения кандидатур на пост главы ГФС. Было объявлено, что 23 апреля состоятся публичные слушания, после которых министр финансов Наталья Яресько сразу же передаст свои предложения по новому главе ГФС Премьер-министру Арсению Яценюку.

Таким образом, из-за неоднократного переноса сроков предоставления документов и объявления результатов, к работе комиссии сразу возникло много вопросов. Еще задолго до объявления нового главы ГФС.

Дальше - больше! 23 апреля, когда состоялись публичные слушания, решение по кандидатам не было принято. Как сообщил член комиссии Валерий Пекар, А.Яценюк своим распоряжением перенес сроки предоставления кандидатур на неделю.

Теперь, что касается объяснений и прозрачности работы. Это еще одни грабли, на которые наступили все без исключения члены

Никто до сих пор не смог объяснить, КАК принимаются решения комиссией и КТО на них влияет.

23 апреля состоялись публичные слушания программ 11 кандидатов. Каждый член комиссии выставлял оценки, но какие - об этом никто не знает.

Вообще, последующие события после публичных слушаний напоминают лучшие традиции подсчета голосов на ранее купленных избирательных округах.

27 апреля собираются члены комиссии. О своих решениях они молчат. Вместо этого на следующий день в СМИ со ссылкой на источник в Минфине появляется список из четырех кандидатур.

Министр финансов Наталья Яресько подтвнржает , что комиссия отобрала четырех потенциальных руководителей фискальной службы, но отказывается назвать их фамилии! Почему? Возможно потому, что этот список не согласован с Арсением Яценюком?

Заместитель министра финансов Елена Макеева в ответ на заявление Оксаны Продан о том, что Яценюк уничтожил конкурс на главу ГФС, пишет, что нужно учиться проигрывать достойно, но при этом отказывается назвать победителя.

И, наконец, Валерий Пекар, который до этого подробно описывал процедуру конкурса и делал это изо дня в день, 27 апреля промолчал.

Выступил он только после заявления Минфина и сказал, что Яценюк в конкурс не вмешивался, хотя четырьмя днями ранее говорил ровно обратное - что именно Яценюк перенес сроки объявления победителя. Так все-таки, в какой из дней Валерий Пекар был искренним? И почему сейчас отрицает, что было им сказано сразу после публичных слушаний.

Что в итоге? Конкурс создаст дымовую завесу, которая прикроет назначение удобного для Премьер-министра человека. Мы увидели лишь декорации, которые помогут Арсению Яценюку снять с себя ответственность за работу главы ГФС.

Это плохо, но если мы хотим двигаться дальше, конкурс на главу ГФС надо разобрать, что называется, "По косточкам", и сделать правильные выводы. Особенно это важно в свете принятых в первом чтении законопроектов "О службе в органах местного самоуправления" и "О государственной службе", согласно которым назначения будут проходить на основе конкурсного отбора.

Не сделав таких выводов, все последующие конкурсы можно не производить. А без прозрачных понятных обществу процедур отбора о реформах можно забыть. Сломать коррупционную прогнившую систему смогут только люди независимые и профессиональные, а не те, кого лоббируют "сверху".