В истории человечества населенные города только один раз были подвержены атомной бомбардировке.

Это случилось в августе 1945 года, когда 33-й президент США Гарри Трумэн отдал приказ сбросить две атомные бомбы на города Хиросима и Нагасаки. В апреле 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции в СССР на территории сегодняшней Украины произошла авария на четвертом энергоблоке. Последствия обоих событий были ужасными.

Об этом пишет yandex.

В результате аварии на электростанции, практически вся Европа пострадала от радиации. Некоторые близлежащие к АЭС населенные пункты пришлось эвакуировать. А в радиусе примерно 30-ти километров вокруг была создана зона отчуждения, находиться на территории которой было запрещено.

В обоих случаях причиной трагедии стал ядерный катаклизм, однако масштабы последствий различные. Так, в Хиросиме и Нагасаки на сегодняшний день проживают и работают примерно 1.6 миллиона человек, а в чернобыльской зоне отчуждения до сих пор нет практически никого.

Как известно, на территории где произошел ядерный взрыв жить невозможно. Так в чем различие между этими двумя случаями? И почему в Нагасаки и Хиросиму люди вернулись, а в Чернобыле нет?

На первый взгляд причина обеих трагедий одинакова – ядерный катаклизм. Но сила и характер этих событий отличаются кардинально.

Так, количество урана в бомбах, сброшенных на японские города, было гораздо меньше, чем в атомном топливе на Чернобыльской АЭС. Например, в бомбе Малыш, сброшенной на Хиросиму, содержалось 64 килограмма урана. И только 700 грамм из них были задействованы в реакции. А в одном ректоре на атомной станции находилось 180 тонн урана.

Так же, остаточная радиация после взрыва бомб в японских городах, не способна была оставаться в атмосфере долгое время. Потому что, во-первых, взрыв обеих бомб произошел в воздухе, примерно в 500 метрах от поверхности земли.

Если ядерный взрыв произошел в воздушном пространстве, взрывная волна направляется вверх. В результате этого большая часть вредных выбросов не попадает в грунт, ее уносят воздушные массы.

Во-вторых, большая часть радионуклидов распадается в течение 2-3 минут. Конечно, в эпицентрах взрывов радиация была очень высокой в первые несколько часов после катастрофы. Однако, очень быстро сошла на нет.

Спустя месяц после взрыва, американские исследователи сделали замеры уровня радиации в районе Хиросимы и пришли к мнению, что город для военных опасности не представляет. Было замечено, что пострадавшие после взрыва растения, снова начали давать побеги и цвести. Это так же говорит в пользу того, что радиация рассеивается.

И хотя на тот момент уровень радиации в городах был еще выше нормы, постепенно в них стали возвращаться люди. Тогда еще мало кто знал о лучевой болезни, и лишь годы спустя врачи заметят, что пациентов с онкологией в этих районах стало гораздо больше.

Однако, с каждым годом ситуация становилась все лучше, а земли безопаснее. И сейчас в Хиросиме и Нагасаки можно жить и не опасаться за свое здоровье.

В Чернобыле же все развивалось по другому сценарию. Как было сказано ранее, во взорвавшемся реакторе находилось около 180 тонн радиоактивного топлива, 3600 килограмм составлял уран. И при взрыве, в атмосферу выбросило приблизительно в 500 раз больше вредных веществ, чем при взрывах в Японии.

Взрыв на АЭС произошел на земле, что ускорило распространение радиоактивных веществ, затронув большую территорию. Для сравнения при взрыве в воздухе, получается одна волна, распространяющая вредные элементы, а само распространение имеет единовременный характер. В случае же с взрывом на АЭС, выбросов было гораздо больше, и продолжались они на протяжении месяца.

Кроме того, радиоактивное топливо с чернобыльской АЭС, содержало большое количество таких вредных элементов как йод-13 и америций-241, цезий-137, плутоний-239 и стронций-90. В японских городах этих веществ обнаружено не было.

В Чернобыле на данный момент наблюдается снижение радиационного фона. Некоторые вредные элементы пропали. Однако многие так и останутся в грунте на тысячи лет. А значит и день, когда можно будет заселить Чернобыль, наступит нескоро.