Мир ждет перелом

Меньше чем через два месяца переходной период в США закончится. 45-й президент Соединенных Штатов займет Овальный кабинет. Новоизбранный президент Трамп станет просто президентом Трампом; президент Обама станет, наряду с Джимми Картером, Джорджем Бушем-младшим, Биллом Клинтоном и Джорджем Бушем-старшим, бывшим президентом.

Спекуляции о возможных направлениях внутренней и внешней политики Трампа продолжаются, но в основном они бессмысленны. Избирательная кампания и управление страной – очень разные материи, и нет повода полагать, что подход Трампа к первому определит его подход ко второму. Мы также не знаем, кто станет его главными советниками и как (и насколько успешно) они будут сотрудничать друг с другом.

Но, несмотря на неопределенность, кое-что нам известно. Первое – Трампа ждет ряд непростых вызовов на международной арене. Конечно, пока ни одну из них не сравнить с Холодной войной, но количество и сложность этих трудностей беспрецедентно.

Первым пунктом в списке – Ближний Восток, распад которого продолжается. В Сирии, Ираке, Йемене и Ливии идут войны – смесь гражданских с гибридными. Иранская ядерная сделка коснется в лучшем случае лишь одного из аспектов военной мощи страны, и срок ее действия ограничен. ИГ в данный момент теряет территории, но оно наряду с другими террористическими группировками еще много лет будет представлять угрозу. Судьба миллионов беженцев – не только гуманитарная трагедия, но также и серьезное бремя для стран региона и для Европы – как экономическое, так и стратегическое.

А Европа уже и так имеет дело с рядом серьезных вызовов, включая российскую агрессию в Украине, Brexit, расцвет популизма и национализма, а также слабый экономический рост. Усиление нелиберальных тенденций в Турции и ее нестабильное поведение на внешней арене – отдельная проблема. Тот факт, что сирийские курды оказались самым надежным союзником Америки в борьбе против ИГ, только усложняет ситуацию.

Стабильность в Восточной Азии оказалась под угрозой из-за усиления Китая и его стратегических амбиций, из-за развития северокорейской ядерной ракетной программы, а также из-за ряда морских и территориальных споров. В Южной Азии возобновились трения между Индией и Пакистаном – странами с длительной историей конфликта, обладающими ядерным оружием. Будущее Афганистана, где за десять с лишним лет международного вмешательства и помощи так и не удалось сокрушить Талибан и других боевиков, а также создать действующее правительство, также остается неопределенным.

Что касается других регионов, то богатая нефтью Венесуэла демонстрирует множество признаков неудавшегося государства. В Африке плохое управление, низкий экономический рост, терроризм, гражданские войны или все вместе – проблема, характерная для многих стран. А на глобальном уровне почти отсутствуют правила и наказания за плохое поведение в важных сферах, в частности, в сфере кибербезопасности.

Хотя кампания и управление государством – разные вещи, кампания Трампа добавила нам проблем. Избираясь под лозунгом "Америка прежде всего", Трамп заставил союзников задуматься о том, стоит ли им и дальше полагаться на США. Ожидаемая гибель Транстихоокеанского партнерства вызывает трения с Азией и Южной Америкой, заставляя их сомневаться в предсказуемости США и в том, останется Америка останется лидером глобальной торговли или же перейдет к политике протекционизма. Мексика, которую Трамп особенно критиковал во время кампании, сталкивается с отдельным списком проблем касательно торговли и иммиграции.

На нового президента и на его окружение будут давить, чтобы они разобрались с этими проблемами немедленно, но им лучше не спешить. Главным приоритетом сейчас должно стать создание новой администрации. Нужно заполнить примерно 4 000 вакантных мест. Новой администрации также придется учиться работать единой командой и проанализировать существующие программы, прежде чем переходить к созданию новых. Будет много ожиданий от первых ста дней президента во власти. Но в первых ста днях из 1 460 нет никакой магии. Лучше сделать все правильно, чем неправильно, но зато успеть до вторника.

Что касается других правительств, то с их стороны разумно подождать и присмотреться к новой администрации США. Союзникам следует подумать, как увеличить свой вклад в систему коллективной обороны. Например, разработать и презентовать свои идеи относительно того, что делать с Россией, Китаем, Северной Кореей, ИГ и Ираном. Также они могут обсудить развитие и защиту глобальной торговли в отсутствие продвигаемых США программ. В эту новую эру баланс между порядком и хаосом зависит не только от США, но и от их давних союзников.

Ричард  Хаас Президент Совета по международным отношениям (США)