Сериал с эвакуацией украинцев из Китая затмил собой перестановки во власти, отчет о работе правительства и продолжение земельной эпопеи в парламенте.
А пока украинцы решали, как воевать с коронавирусом — шинами или молитвами, с Донбасса пришло напоминание о том, что и настоящая война очень далека от завершения, пишет Валерий Литонинский в №4 Журнала Корреспондент.
Выборы давно закончились? Ничего подобного: они приближаются — очередные местные. И потому нынешняя украинская власть продолжает особенно пристально следить за социологией и собственными рейтингами. Рейтинг — всему голова. Уровень доверия к Президенту Украины Владимиру Зеленскому был самым высоким в сентябре 2019 года, тогда ему доверяли 79% граждан, не доверяли — только 13,5%, в феврале 2020 года — 51,5% и 41% соответственно, сообщает по итогам февральского исследования Центр Разумкова-ст. Понятно, что вниз рейтинг Президента тащат другие государственные институты — их провалы неизбежно рикошетят по главе государства. В первую очередь, это касается правительства. Согласно данным исследования Центра Разумкова, полностью поддерживают деятельность премьер-министра Алексея Гончарука и его Кабинета только 6% украинцев, не поддерживают — больше 50%. При этом не доверяют премьеру и правительству — больше 60%. Так что, общество просто не может осознать всю глубину и критическую важность реформ, проводимых Кабмином? Или с работой Гончарука и компании действительно что-то не так?
МАСТЕРА КРАСИВЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Помочь ответить на эти вопросы должен был отчет правительства за полгода работы. В отчете Кабинет Министров в лучших советских традициях насчитал у себя целых 100 достижений. Красивую цифру собирали так старательно, что в достижения записывали даже «разработку законопроектов и программ». Особенно старалось Министерство экономики, там достижением посчитали даже то, что «в бюджете прописали получение 12 млрд грн от большой и малой приватизации в 2020 году». То есть по факту этих денег нет и близко, а достижение у правительства уже есть.
Еще один верный способ продуцирования достижений — присвоить итоги работы предшественников. Например, много говорят сейчас о запуске сервиса е-Малятко — онлайн-получение 10 услуг, связанных с рождением ребенка. Но совсем не говорят о том, что большинство этих услуг, как то оформление выплат помощи при рождении и так далее, были оцифрованы еще при предыдущем правительстве Владимира Гройсмана. То же самое и с реформой здравоохранения, разработанной командой Ульяны Супрун, но сейчас перекочевавшей в отчет об успехах правительства Гончарука.
Зато в отчете совсем не найти информации о том, что объемы промышленного производства в 2019 году сократились на 8% и хуже было только в 2014 году. О том, что темп роста ВВП в четвертом квартале 2019 года упал до 1,5%, а дефицит сводного бюджета — 2019 составил 84,3 млрд грн. Вместо ответов на эти вызовы и еще большие — глобальные — у правительства есть только рассказы о массовом привлечении инвестиций. Притом что главным иностранным инвестором страны под шумок от всех этих рассказов, остается старый добрый Кипр, возвращающий в Украину из Украины же выведенные деньги.
Так может быть, презентации у Кабмина Гончарука красивые? Тем более что делают их маркетинговые компании на бюджетные деньги. Но нет, презентация представляет собой слепленные воедино без осмысления и обобщения громоздкие и неинформативные презентации отдельных министерств. И вообще, от документа осталось примерно такое же впечатление, как от курсовой работы, в спешке сляпанной на коленке студентом-троечником.
ГОСТЕПРИИМНЫЙ ПОГРОМ
Вдумчиво докладывать и защищать свой отчет перед Верховной Радой правительству тоже не пришлось. Его рассмотрение оказалось в тени скандала вокруг возвращения украинцев из Китая. Хотя вся эта история со спасением сограждан от коронавируса ярче любого отчета проиллюстрировала состоятельность нынешнего состава правительства.
Кабинет Министров еще 3 февраля распорядился «обеспечить неотложную эвакуацию граждан Украины» из Китая. Но «неотложная» организация эвакуации заняла более двух недель. Почему произошла такая задержка, никто вразумительно объяснить не может. В Ухане самолет из Украины ждали еще с 9 февраля, а дождались только десятью днями позже.
В Минздраве все это назвали «планомерной логистической процедурой». На деле же возникли проблемы с поиском места под 14-дневный карантин после эвакуации. На многочисленных брифингах озвучивались цифры, то о 12 подходящих локациях, потом — о четырех. При этом, куда конкретно собираются везти украинцев по прилете из Китая, власть огласить так и не смогла, что привело к антиэвакуационным протестам по всей стране. В Тернопольской области молились против коронавируса, во Львовской пели гимн. Власть же называла информацию о том, куда таки отправят вернувшихся из Китая сограждан, секретной.
EPA
Автобус с эвакуированными украинцами
В итоге ситуация дошла до полного абсурда. Самолет из Уханя ждали то в Киеве, то в Харькове. А выбор места обсервации пал на санаторий МВД в Новых Санжарах Полтавской области. Местные жители о том, что к ним везут эвакуированных, узнали только из слухов и сообщений прессы. Поселок охватила паника. Переросло это в протесты, горящие шины, столкновения с полицией, в автобусы с вернувшимися согражданами полетели камни. Про Новые Санжары написали все ведущие мировые СМИ.
Власть пыталась пристыдить украинцев за их реакцию. Зеленский рассказывал, что «все мы люди», а Минздрав приводил примеры, как встречали с распростертыми объятиями эвакуированных в других странах. Вот только забыли и в правительстве, и у Президента рассказать о подготовительных мероприятиях, которые провели чиновники других государств, прежде чем вывезти соотечественников из очага коронавируса. «Я не вирус — я человек» — так, например, звучит флешмоб, который запустили во Франции. Но в Украине сначала эвакуацию сильно затянули по времени, а потом ничего не объяснили людям, даже не предупредили, кого и зачем к ним везут. Полное незнание порождает страх за собственную жизнь и панические домыслы. Налицо коммуникационный провал власти — очередной, уже сбились со счета какой. Максимально простую операцию, которую должны были занести в копилку образа Зеленского-спасателя, не бросающего своих, превратили в общественный кризис.
Как-то хором запели ЛОМы (так называемые лидеры общественного мнения) о том, что им стыдно за не такой, как надо, народ. Ну что ж, совершенно логичный политтехнологический ход: переложить вину с чиновников и политиков на посполитых. Так убивают сразу двух зайцев — и вину с себя снимают, и критическое мышление у населения делают чем-то постыдным и ненужным.
Хлебнув сполна народного гнева, любители соцопросов вспомнили о том, что не только «люди не такие». Офис Президента начал рассылать в СМИ материалы о коронавирусе, предлагая даже списки экспертов, которые могут комментировать эту тему. Выглядит это после всего произошедшего по меньшей мере смешно.
Ну и вишенка на торте — эскапады министра здравоохранения Зоряны Скалецкой. То она на две недели отправилась жить в санаторий вместе с эвакуированными. Правда, на другом этаже и не пересекаясь с ними. То она оказалась после этого уже в Киеве. Зачем нам министр, который сидит взаперти в трех сотнях километров от своего рабочего кабинета? Право, лучше бы Скалецкая вышла на брифинг и для начала ответила на три вопроса — Минздрав может считать их нашим редакционным запросом:
- Готово ли министерство к оперативному разворачиванию инфекционных больничных коек, если понадобится?
- Достаточно ли тест-систем и средств защиты медперсонала?
- Есть ли уже отработанный и выученный назубок план действий на случай, если потребуется вводить карантин на тех или иных территориях?
Ну и эхо после скандала: Зеленский уже пообещал лично помочь эвакуировать ту украинку с собачкой, которую в Ухане не пустили на самолет из-за отсутствия документов на песика. Что-то это все начинает напоминать фильм Хвост виляет собакой с Робертом Де Ниро и Дастином Хоффманом в главных ролях. Только там в качестве медийной фигуры была девушка с белым котиком. Так что здесь явная недоработка — котики набирают больше лайков, чем песики.
ВЗРОСЛЫЕ ДОМА ЕСТЬ?
Изначально ответственными за эвакуацию были премьер-министр Гончарук и министр здравоохранения Скалецкая. Когда стало понятно, что они совсем не справляются, ради спасения ситуации призвали министра внутренних дел Арсена Авакова. Тем более что санаторий в Новых Санжарах принадлежит Нацгвардии МВД. Министр обеспечил жесткий разгон протестующих и таки доставил эвакуированных на карантин. Более того, в разгар противостояния Аваков еще и превратился в единственного представителя власти, которые выходили на публику с хоть насколько-то вразумительными пояснениями.
Выходит так, что Аваков снова обозначил свою исключительную незаменимость лично для Президента. И потому продолжает наращивать свой аппаратный вес. Причем ситуация в Новых Санжарах — это только один из примеров долгоиграющего процесса. За последние месяцы министр, назначение которого Зеленский называл временным, превратился в одного из ключевых советников Президента. Аваков сопровождал Зеленского во всех последних важнейших международных визитах — на саммите «нормандской четверки» в Париже, в Италии и на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности.
Зеленский взял Авакова даже на встречу с Папой Римским
К слову, позиции Авакова укрепила и первая громкая отставка в окружении Зеленского — увольнение с должности главы Офиса Президента Андрея Богдана. Фактически Богдан — один из ключевых креаторов современного украинского политического режима. Именно он придумал и реализовал идею досрочных парламентских выборов, перезагрузил ЦИК, запустил турборежим в Раде и удерживал монобольшинство от соблазна «подработать на стороне за длинный рубль». Еще Богдан являлся ключевым эйчаром СН-власти. Он привел в команду Зеленского премьера Гончарука и генпрокурора Руслана Рябошапку, он же отвечал за работу с судами и правоохранительными органами.
Но как-то так получилось, что Богдана стало слишком много. Зеленскому явно претили разговоры о всемогуществе его консильери и шутки о том, что Украина — это «государство в смартфоне Богдана». Кроме того, глава ОП конфликтовал с той частью ближайшего окружения Зеленского, что родом из Квартала-95, — помощниками Президента Сергеем Шефиром и Андреем Ермаком, главой СБУ Иваном Бакановым. Группа Квартала в итоге победила в кулуарных интригах. Новым главой ОП стал Ермак — ближайший советник Зеленского в международных вопросах.
Внутренняя борьба в окружении Президента — это традиция не только для Украины. Но обычно глава государства старается оставаться над схваткой, не отдавая предпочтения какой-то из сторон. Зеленскому пока не удается создать самоподдерживающуюся систему сдержек и противовесов. Политологи уже делают ставки в пари по поводу того, насколько хватит самого Ермака.
Тем временем Аваков все больше и больше сближается с «кварталовским» крылом в окружении Зеленского. С уходом Богдана во власти образовался временный вакуум по части влияния на правоохранительные органы, который должен кто-то заполнить. Наши источники пока не видят Ермака в этой роли — возможно, он нарастит эти свои возможности чуть позднее. Но время стремительно уходит, а у Авакова все эти рычаги уже есть — именно ему от Богдана досталось звание «единственного взрослого» в нынешней власти.
У министра внутренних дел есть собственная группа в парламенте, контроль над полицией и Нацгвардией, влияние на ГБР и САП, неплохие связи на Западе, а также нежная дружба с действительно всемогущим Игорем Коломойским. И поле для маневров перед ним открыто. Похоже, что правительству уготованы кадровые изменения ввиду серии очевидных провалов, за которые кто-то должен ответить. И очередная кадровая перетряска — это шанс не только для Ермака, но и для Авакова.
Многим кажется, что премьер-министр Гончарук — фигура временная, которая должна обеспечить продолжение сотрудничества МВФ, абсорбировать весь негатив от введения рынка земли и других не особо популярных шагов, а потом уйти. Аваков всегда был гораздо влиятельнее Гончарука, а сейчас и вовсе историей в Новых Санжарах указал ему, где чье место. Но у Гончарука есть одно неоспоримое преимущество — у него нет личных политических амбиций.
И на Банковой вполне видят в Гончаруке номинальный противовес всесильному министру внутренних дел. Так что слухи о его почти немедленной отставке могут оказаться сильно преувеличенными.
О перспективах правительства много станет понятно в процессе прохождения законопроектов, принятие которых является частью предварительных условий МВФ. Депутаты прошли уже две пятых правок к законопроекту о земельной реформе. Если такой темп сохранится, то этот законопроект одобрят окончательно до конца марта. А тут как раз приехала в Киев очередная миссия от МВФ, вопрос у визитеров всего один — почему до сих пор не принят законопроект о запрете возврата банков-банкротов их бывшим владельцам, который напрямую касается попыток Коломойского получить обратно ПриватБанк либо компенсацию за него.
Гончарук уверял фонд, что законопроект точно будет принят. Но провести это решение через Раду «без взрослых» точно не удастся. Как и дожать открытие рынка земли. Так или иначе, голосование по законам, предусмотренным в меморандуме Украины МВФ, станет важным экзаменом для нового главы ОПУ. Ну и для премьера, конечно.
НЕПРОСТО ПЕРЕСТАТЬ СТРЕЛЯТЬ
В кандидаты на вылет из Кабинета Министров попал министр обороны Андрей Загороднюк. Никогда не было — и вот опять. Его демонстративно отодвигают за периметр ближнего круга Президента, который формально и реально отвечает за сектор безопасности. Например, на Мюнхенскую конференцию по безопасности Загороднюк приехал сам, а не в составе украинской делегации, которую возглавлял Президент. С самим Зеленским министр увиделся в Мюнхене только на панели об Украине, на которой выступал глава государства.
Поговаривают, что в ОП не видят особой эффективности от Загороднюка: продолжают всплывать коррупционные скандалы в оборонке, цветет фронда среди командиров частей и ниже. Но чему удивляться и чем возмущаться, если Минобороны полностью отстранено от разработки стратегических планов для Донбасса.
А там под рассказы Зеленского о мире с начала 2020 года погибли 13 военных, более 60 были ранены. Последний привет прилетел точно к дате запуска командой Зеленского так называемой платформы примирения. Мощнейшая за несколько лет эскалация, атака боевиков под Золотым (Луганская обл.), лучше всего иллюстрирует перспективы подобных платформ. Но Зеленский действия оккупантов назвал провокацией, которая не собьет Украину с пути к миру. Вот только глава Генштаба Руслан Хомчак никакой провокации не увидел, а только спланированную и подготовленную операцию.
Почему Зеленский продолжает говорить о мире под звуки канонады? Виной тому те же рейтинги: прекращение войны — популярное в обществе обещание. Отлично понимают это и в Кремле, манипулируя желанием Президента Украины как можно скорее договориться. Зеленский рассказывает уже о совместном патрулировании оккупированных территорий и выборах в октябре на Донбассе. При этом нынешняя власть до сих пор так и не представила собственного детального плана деоккупации региона. Но Россия своими атаками показывает, что ради такого желанного Зеленским мира нужно будет идти на уступки и двигаться в выбранном ею направлении — переговоры с боевиками, легитимизация «молодых республик». Дальше — федерализация и прочий рахат-лукум.