Загрязнение коснется не только России - в конце января оно может добраться до Одессы, побережья Румынии и Болгарии, а также юго-востока Черного моря у Турции. Это беспрецедентное событие, говорят ученые.

Разлив российского мазута в Черном море стал "крупнейшей экологической катастрофой" в России с начала XXI века, заявил научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян в интервью росСМИ.

"Впервые мазут разлился в таких больших количествах. На мой взгляд, это самая серьезная экологическая катастрофа в России с начала XXI века. Это беспрецедентное событие", - сказал Данилов-Данильян.

По его словам, эту ситуацию нельзя сравнивать с разливом дизельного топлива в Норильске в 2020 году, поскольку тогда все было "локализовано и быстро устранено".

Событие в Черном море - это "сильный удар" для экосистемы, подчеркнул академик.

"Гибель десятков тысяч птиц, многочисленных дельфинов, значительные потери в прибрежной флоре и фауне. В такой среде, даже в соленой воде, почти ничего не сможет жить, за исключением микроорганизмов, питающихся мазутом и разлагающих его", - объяснил он.

Он также отметил, что вывоз по меньшей мере 200–500 тысяч тонн загрязненной почвы уже имеет последствия: в местах, где из-за удаления почвы мазут попал в море, береговая линия сместилась на 30-50 метров. Загрязнение коснется не только России - в конце января оно может добраться до Одессы, побережья Румынии и Болгарии, а также юго-востока Черного моря у Турции.

Ученый не стал прогнозировать, сколько времени понадобится для очищения Черного моря от мазута.

"Опустившись на глубину более 200 метров, где находится сероводородный слой, мазут может оставаться там очень длительное время. Но нужно быть готовым к тому, что его могут поднять восходящие потоки. Нужен постоянный мониторинг курортных берегов, и только когда станет понятно, что новые выбросы мазутных сгустков становятся исключением, мониторинг можно будет ослабить", - отметил академик.

Он подчеркнул, что этой ситуации можно избежать, если бы в Черное море не выходили суда, которые должны были списать еще 20 лет назад.

"Избежать катастрофических последствий с таким подходом невозможно: рано или поздно они наступили бы. Механизм страхования таких событий у нас практически не работает, а серьезные работы по ликвидации последствий начались лишь на девятый или десятый день после аварии", - добавил ученый.