Пожары в окрестностях Чернобыльской АЭС, пылавшие 10 суток в "Рыжем лесу", могут представлять опасность для пожарных и лесников, работающих в зоне обязательного отчуждения.

Об этом директор Украинского научно-исследовательского института сельскохозяйственной радиологии Валерий Кашпаров рассказал в комментарии сайту "Сегодня".

"С точки зрения радиоактивности пожар в Чернобыльской зоне не влияет на людей. Концентрации радионуклидов очень маленькие: за счет разбавления в атмосфере они не превышают тысячной доли беккереля в кубическом метре. Например, в молоке, которое вы покупаете в магазине, десятая доля беккереля. Если вы выпиваете литр молока, то в организм поступит больше цезия, чем чернобыльского цезия, который летел во время пожара. Поэтому для жителей Киева никакой опасности нет. А вот с точки зрения воздействия на здоровье самого дыма – ничего хорошего в этом нет, но это не связано с радиоактивностью", – поясняет радиобиолог.

Самые большие дозы получают участники пожаротушения, которые близко к огню. Тем не менее там больше опасности представляет сам дым, а не радиоактивные аэрозоли в воздухе. "Рыжий лес" уже горел в 2015 и 2016 годах. Тогда провели исследование, которое показало, что в Чернобыльской зоне человек получает одинаковое количество радионуклидов как до, так и во время пожара, отмечает Кашпаров.

"Влияние радионуклидов, которые поднимаются в воздух, ничтожно мизерно по сравнению с облучением от того, что лежит на земле. Внешняя доза всегда будет больше того, что вы можете вдохнуть даже у фронта огня. Главную опасность представляет сам дым и условия во время пожаротушения. К сожалению, техническое обеспечение пожарных и лесников в Зоне отчуждения очень слабое, и об этом мы не раз говорили правительству", – говорит Кашпаров.