Поцелуй смерти

Жительницы Сум Диана Клименко и Марина Заика, расправляясь с котятами, позировали перед камерой, смеялись и целовали малышей, которых приговорили к смерти. Просто верх цинизма.

Зоозащитники сразу же отреагировали на это «кино», идентифицировали обеих живодерок и даже с одной из них поговорили по телефону. На вопрос, почему так поступили с котятами, девушка рассказала какой-то бред, будто бы все из-за того, что родители велели ей уничтожить «лишних» котят.

Уголовное производство открыто по статье 299 Уголовного кодекса Украины (о жестоком обращении с животными). Кто же они, «героини» данного этого уголовного дела? По словам пресс-секретаря ГУ Национальной полиции в Сумской обл. Эльвиры Бигановой, девушкам по 15 лет, они учатся в одном из учебных заведений Сум. О том, зачем лишили жизни котят, ничего внятно сказать не смогли. ЧП произошло в одном из сел области, когда девушки гостили у тети одной из них. Жители того села тоже шокированы, поскольку не могут точно определить, в чьем колодце были утоплены котята, и требуют очистки всех колодцев. А зоозащитники провели в Сумах акции протеста, и требуют наказать юных живодерок. Но накажут ли их?

«Статья 299 Уголовного кодекса Украины предусматривает максимальное наказание за смерть животных – 8 лет лишения свободы. Но ответственность по этой статье предусмотрена только для тех, кому исполнилось 16 лет. Девушкам, утопившим котят, еще только по 15 лет. Значит, с ними просто будут проводить «профилактические» беседы, в крайнем случае, могут отправить для «перевоспитания» в детские спецучреждения», - говорит юрист Даниил Наливайко.

Именно по этой причине активисты пытаются добиться уменьшения возраста ответственности по этой статье.

«Резонансная ситуация с малолетними живодерками Клименко Дианой и Зайкой Мариной в Сумах, которые ради забавы бросили в колодец и убили двух котят, опубликовав видео с этим в ФБ, лишний раз показала насколько жестокими могут быть «детишки». И вскрылась проблема института наказания - по ст. 299 ККУ, а именно наказание несут по этой статье с 16-ти лет. Таким образом нужно вносить изменения в Уголовный кодекс - менять общий субъект на специальный, с наступлением ответственности с 14-ти лет», - написала на своей странице в Facebook Евгения Прокопенко.

А некоторые волонтеры зоозащитного движения предполагают, что если девушек, утопивших котят, не накажут, не все смогут им простить это преступление.

«Мы спасаем животных, вырываем их из лап смерти, а тут вдруг видим такое… Похоже, что истоки жестокости идут из семьи, из детства, раз они пытались объяснить причину своего поступка тем, что якобы им родители велели уничтожить котят. То есть, для них в принципе это может быть нормальной ситуацией. И это ужасно. Но не все готовы такое простить. Не исключаю, что если их не накажут, самые горячие головы могут устроить им самосуд. Не хотелось бы этого. И не хотелось бы, чтобы такое жестокое хладнокровное преступление осталось без наказания. Тогда велики шансы, что следующими жертвами их станут люди. Ведь психологи говорят, что практически все маньяки в детстве мучили или убивали животных», - считает волонтер-зоозащитник Галина Николайчук. 

Корни зла

В эти же дни в городе Измаил Одесской обл. произошло резонансное происшествие – группа подростков в возрасте 14-16 лет убила 48-летнего мужчину, который сделал им замечания из-за криков и матов, сопровождающих их «досуг». Почему наши подростки такие жестокие?

«Надо сказать, что подросткам в принципе присуща жестокость. Гормоны начинают играть, и им хочется самоутверждаться. Легче всего самоутвердиться и почувствовать свою силу за счет того, кто слабый. А это может быть котенок, ребенок, бездомный человек или даже вполне благополучный взрослый мужчина, когда он один, а подростков много», - говорит психолог, культуролог, преподаватель Киево-Могилянской академии Юлия Никишенко.

Ддля этой бездумной и беспощадной подростковой злобы, как считает Никишенко, сейчас у нас очень «благодатная» почва: в школе воспитанием практически не занимаются, поскольку там сейчас просто предоставляют «образовательные услуги», родителям некогда заниматься своими детьми – им нужно зарабатывать деньги. И дети предоставлены сами себе. А они – самая жестокая возрастная категория, ни в чем не знают меры и границ. И нет у них никаких сдерживающих факторов: школу и родителей они игнорируют, законы редко оказываются эффективными и приводят к серьезному наказанию виновных, а штрафы для родителей за неправомерные действия детей – очень лояльны.

«Из-за того, что у нас многим нарушителям закона, занимающим высокие посты, удается уйти от ответственности, сложилось мнение, что обойти закон – это хорошо, это значит, что ты герой, такой же, как какой-то, условно говоря, депутат или министр, которым тоже закон – не указ, - говорит психолог. – Если бы у нас по-честному был закон один для всех, если бы взращивался у нас культ закона, то и тинейджеры понимали бы, что от наказания не уйдешь, поэтому лучше выполнять закон. Но, к сожалению, они видят другие примеры. И думают: «А чем я хуже?». И тоже становятся нарушителями».

Проблема еще и в том, что многие родители не считают нужным отдавать своих детей в какие-то кружки и секции для того, чтобы у них был в жизни какой-то интерес, в чем-то пытались себя усовершенствовать. Считается, что важнее купить сыну или дочери «приличный» смартфон, чем «потакать» его увлечениям. Поэтому другом и воспитателем подростков становится улица и подворотня. К тому же сейчас и идеалы, на которых могли бы стремится быть похожими подростки (те, кого они видят в кино и в интернет-играх) – не созидатели, а разрушители, да и люди с оружием в руках на улицах города стали для нас привычным явлением. Все это вместе и становится «благодатной» почвой для взращивания подростковой жестокости. Плюс к тому же – родители сами далеко не идеальны, и дети, как губка, впитывают то, что видят у взрослых. А немало и таких семей, в которых царит насилие. По данным детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), 40% детей, ставших свидетелями насилия, повзрослев, сами становятся либо жертвами насильников, либо сами становятся правонарушителями. Они могут беспричинно проявлять жестокость к людям и животным. При чем, уровень злобы может быть взаимосвязан с тестостероном, количество которого в организме подростков в период полового созревания повышается.

Что именно стало причиной жестокости двух юных сумских живодерок, неизвестно. Но важно, чтобы этот случай и для них самих, и для общества, в том числе, и их ровесников, не остался «замятым», забытым и не очень важным. Ведь жестокость, если ее воспринимать как нечто обыденное, - заразительна. Поэтому ее важно пресекать.