На самом деле, феноменом парламентских выборов стал не Зеленский с когортой мажоритарных "Слуг народа". Это было ожидаемо.

И даже не резкий уход в отпуск сразу после выборов некоторых верховных руководителей вроде генпрокурора Юрия Луценко, а партия Анатолия Шария, которая при минимальном количестве ресурсов, едва не обогнала партии Гройсмана, Ляшко, "Оппоблок" и обставила объединенных “патриотов”. Теперь, получив более 2% поддержки избирателей, Партия Шария будет не только соревноваться с мэрами и депутатами на местных выборах, а также, согласно украинскому законодательству, получит финансирование от государства в сумме, на минуточку, 38 миллионов гривен ежегодно! 

Каким образом блогеру почти удалось обставить партии премьер-министра, оппозиционеров и обойти отчаянных “патриотов”, не имея при этом ни должного финансирования, ни мощных медиа, ни админресурса.

Шарий и финансирование 

Партия Шария в Раду не прошла, но набрала достаточное количество голосов для получения госфинансирования. Набрав 2,23% “Партия Шария” будет получать от государства на свою деятельность 38 миллионов гривен в год. Изначально, новоиспеченный политик планировал тратить деньги на местах - создание инфраструктуры, помощь нуждающимся, развитие районов. Но выяснилось, что финансирование предназначено исключительно на нужды партий и за каждую потраченную гривну придется отчитываться. 

“Государство платит партиям немалые средства. Я убежден, что на эти средства партии вполне могут работать: содержать центральный аппарат, региональные отделения, проводить деятельность, издавать партийную прессу, проводить встречи с избирателями, содержать аналитические центры. Это все в рамках государственного финансирования. В такой ситуации любая политическая партия может сказать "нет" представителю олигархической группы, который попытается через партию продвигать свои интересы”, - сказал председатель Комитета избирателей Украины Алексей Кошель. 

В общей сумме “Партия Шария” получит 190 млн гривен за 5 лет существования. И это задело часть “патриотической” общественности не меньше, чем его намерение баллотироваться. Депутат уходящего созыва Борислав Береза резко высказался об этом у себя на странице в Facebook. “Шариковы проголосовали за Шарика и помогли ему нахалявить 1,5 млн $ в год на шару. Ум у них есть? Ума у них нет. А заплатим все вместе.”

Депутаты vs простой смертный

Итак, на момент подсчитанных 99,39% протоколов, партия Шария набирает 2,23%, и отстает от партии премьер-министра Украины Гройсмана всего лишь на 0,17%. Само по себе явление уже феноменальное.

Без особых математических расчетов несложно представить перевес ресурсов власти, медийности и финансирования премьер-министра, чей доход за 2018 год приблизился к 10 миллионам (и это только официальные данные) перед простым ютубером. Но факт остается фактом – "Партия Шария" отстала от "Украинской стратегии Гройсмана" на исчезающие 0,17%.

Интересно, что "Свобода", под зонтиком которой в парламент шли одной колонной националисты, во главе с Тягнибоком и Билецким, получила 2,16%. И это при том, что сама партия существует давно и получает финансирование от государства.

"Это же надо было так достать киевлян, чтобы виртуальный блогер выиграл у "объединенных патриотов" в столице!", - комментирует экс-нардеп Виктор Пилипишин.

Но обиднее всего, конечно, за Гройсмана. Отчаявшийся политик пытался сыскать расположения украинского общества как мог: и в Европу за поддержкой ездил, и тарифы понижал, и пенсии повышал. И тут вот такой конфуз: обогнал партию блогера всего лишь на одну ступень в рейтинге, заняв девятое место в ТОП-10 партий Украины.

Главной ставкой партии Шария, по мнению политического эксперта Михаила Чаплыги, стала прямая коммуникация с избирателями через ютуб-канал. Но все же это не единственный его ключ к успеху. Политэксперт утверждает, что у Шария все же были структуры на местах, которые организовывали работу в оффлайне. Те самые яркие перфомансы с красными шариками.

И третей составляющей успеха, Чаплыга называет Порошенко. Ведь если бы тот повсеместно не реагировал на регулярные издевки со стороны Шария, возможно, такого масштабного эффекта среди избирателей, которых, откровенно говоря, достал "порошенковский режим", и не случилось бы. А ведь в штабе Шария активно использовали рефлексию Порошенко в качестве продвижения своей партии.

"Тяжеловесы начали рефлексировать на выбросы Шария. В то же время делали это не в электронном виде, а в реальном измерении, поэтому и получили такой результат. Плюс, вероятнее всего, к нему отошли недополученные голоса Мураева и "Оппозиционного блока", – разъясняет Михаил Чаплыга.