Поэтому наверху все время усовершенствуют механизм оптимизации, направленной на уменьшение количества получателей субсидий. Что нового в этом плане запланировано на ближайшее время?

150 тыс. семей окажутся за бортом

С 1 октября вступили в силу новые правила начисления субсидий. Согласно этим правилам, прописанным в постановлении Кабмина, функция выплаты жилищных субсидий переходит с центрального уровня на местный.

К тому же получатели сами будут выбирать, куда им перечислить средства госпомощи – в какой именно банк. Для этого они должны подать в местные органы соцзащиты соответствующие заявления, которые обрабатываются до 25 числа каждого месяца.

Кроме того, ужесточены правила получения субсидий. В правительстве обнародовали изменения, которые внесены в постановление от 27 июля 1998 года №1156 о размере расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в случае предоставления жилищной субсидии. Эти изменения, в свою очередь, внесены в постановление правительства от 20 октября 2019 года №878. Согласно этому документу, базовая норма оплаты за услуги - 15% среднемесячного совокупного дохода домохозяйства повышена до 20%. То есть, после вступления в силу этого постановления субсидию будут назначат тем, у кого оплата коммунальных услуг «съедает» уже не больше 15 %, как сейчас, а – больше 20% доходов.

Но тем, кому выделена субсидия на отопительный сезон, волноваться не стоит, поскольку это постановление Кабмина вступает в силу только с 1 мая 2020 года – то есть, по окончании отопительного сезона. Как подсчитали в Госстате, в первом квартале этого года в среднем одно домохозяйство тратило на оплату коммунальных услуг 1719,05 грн, что составляет 19,4% среднемесячных расходов.

По мнению замминистра социальной политики Виталия Музыченко, после введения этого изменения около 150 тыс. семей могут остаться без государственного пособия на оплату коммунальных услуг.

«Изменение процента платежа субсидии с 15 до 20 процентов будет иметь последствия для получателей с самыми высокими доходами – поскольку их размер субсидии уменьшится. Это коснется 150 тыс. домохозяйств, которые получают помощь на оплату услуг ЖКХ. И это меньше 4% общего количества субсидиантов», - уточнил он.

На 2020 год в госбюджете на субсидии заложено 47,6 млрд грн. Это меньше, чем выделено было на текущий год – 55,1 млрд грн. На текущий отопительный сезон 2,8 млн домохозяйств получают субсидию, а в прошлом сезоне субсидию получили более 4 млн семей.

Кого и как проверят?

Согласно недавно принятому закону о верификации, могут проверить честность получателей субсидий за последние три года.

 «Может быть даже, что человек или семья субсидии уже не получают, но получали, к примеру, два года назад, их имеют право проверить, насколько законно они получали государственные средства. И если признают, что что-то было нечисто и незаконно, деньги придется вернуть», - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

По словам эксперта, будут тщательно проверять материальное положение получателей субсидий на оплату коммуналки.

Ведь когда назначали эту помощь, то объясняли, что у человека, претендующего на получение пособия и, не должно быть определенных излишеств.

При каких обстоятельствах не назначают субсидию или если назначили из-за того, что информация была сознательно скрыта получателем, то могут потребовать полученные деньги вернуть:

  • если отапливаемая площадь жилого помещения превышает: квартира -  120 кв. м, дом -  200 кв. м. Эта норма не касается только жилых помещений детских домов семейного типа, а также жилья приемных семей, многодетных семей и тех семей, где проживают трое и более детей (с учетом тех, в отношении которых оформлены ​​опека или попечительство);
  • если кто-либо из жильцов домохозяйства либо членов семьи имеет в собственности транспортное средство, которое было выпущено не более пяти лет назад (кроме мопеда). Такая норма не распространяется на автомобили и другие транспортные средства, полученные безвозмездно или же приобретенные на льготных условиях через структурные подразделения по вопросам соцзащиты населения;
  • если в составе домохозяйства или в семье есть совершеннолетние лица, и при этом по информации Государственной налоговой службы либо Пенсионного фонда у них отсутствуют доходы, которые учитываются при назначении жилищной субсидии; или же начисленный среднемесячный совокупный доход меньше, чем размер минимальной зарплаты (на начало периода, за который учитываются доходы для начисления субсидии) и /или такие члены семьи не уплатили (или же за них не уплатили) единый соцзвзнос в размере, не меньшем минимального, в течение 3 месяцев за периоде, который учитываются при  начисления субсидии;
  • если кто-либо из состава домохозяйства или членов семьи за последний год (12 месяцев) перед обращением за назначением субсидии купил (или приобрел другим способом право собственности) земельный участок, квартиру, дом, транспортное средство, строительные материалы и другие товары долгосрочного потребления, а также единоразово оплатил любые услуги (кроме медицинских, образовательных и жилищно-коммунальных) в соответствии с социальной нормой жилья на сумму, превышающую 50 тысяч грн;
  • если орган по вопросам соцзащиты получил информацию задолженности по оплате ЖКХ-услуг, общая сумма которой превышает 20 необлагаемых налогом минимумов доходов и просрочена более месяца;
  • если в составе домохозяйства или среди членов семьи есть те, кто имеет задолженность по уплате алиментов свыше 3 месяцев (по данным Единого реестра должников). Эта норма не касается лиц, которые являются алко- или наркозависимыми, что подтверждается справкой от врача; лица, в отношении которых применяются меры обеспечения уголовного производства в виде отстранения от работы; а также лица, к которым применяются меры пресечения в виде домашнего ареста или содержания под стражей.