Украина запретила поставки в Россию двигателей Д-436 для гражданских самолетов, которые выпускаются запорожским предприятием "Мотор Сич".

"Обозреватель" выяснил для каких самолетов изготовлялись украинские двигатели, и есть ли у России альтернатива.

Где используется украинский двигатель

Сейчас двигатели Д-436 в России устанавливаются на самолеты Ан-148 (собираются на Воронежском авиастроительном заводе). Отметим, что именно пассажирский самолет Ан-148 с украинским двигателем разбился в Подмосковье 11 февраля 2018 года.

Помимо этого, устанавливается он на самолеты-амфибии Бе-200 (собираются на мощностях Таганрогского завода им. Бериева).

А также на Ту-334 – российский региональный реактивный самолет, разработанный в 90-х годах с для замены устаревших советских авиалайнеров Ту-134 и Як-42. По ряду причин серийное производство самолета организовано не было – проект заморожен.

Что с альтернативой

О замене двигателей "Мотор Сич" на самолетах Ан-148 в России упоминалось два раза в 2010 и 2011 годах. В первом случае украинский двигатель предлагалось заменить двигателями SaM146 производства российского НПО "Сатурн" и французской Snecma. Во втором – двигателями PW1200G производства Pratt & Whitney. В обоих случая информация не подтвердилась.

По состоянию на 2011 год отмечалось, что практически нет равной альтернативы двигателям семейства Д-436 на российском рынке.

В 2015 году ГП "Антонов" прекращает совместные проекты с Россией в авиастроении. В то же время в России начали говорить о возможном закрытии программы Ан-148 из-за проблем с украинскими комплектующими. С тех пор были сделаны попытки наладить импортозамещение на территории РФ. Но полностью это сделать невозможно хотя бы потому, что замена двигателя будет означать фактически полное изменение конструкции самолета.

В ГП "Антонов" также отметили, что россияне не могут самостоятельно выполнять импортозамещение для Ан-148. Вносить изменение в конструкцию имеет право только разработчик, то есть ГП "Антонов".

Отмечается, что аналогичная ситуация происходит и с самолетами-амфибиями Бе-200, которые летают на тех же двигателях, что и Ан-148. После прекращения украинско-российского сотрудничества в авиационной сфере пять самолетов Бе-200 так и не поднялись в воздух. А из-за санкций у России не получилось импортозаместить двигателями SaM146 французской компании PowerJet.

Что говорят в России

Российская Федерация старается во всю доказать, что без украинских двигателей российские самолеты летать будут. Но не может не согласится с тем, что из-за введенных санкций, покупка мировых аналогов невозможна. А создавать новое производство, на практике является сложным процессом, причем в этом вопросе есть крайне существенные вопросы по целесообразности таких проектов.