Представители деревообрабатывающей отрасли пугают возможными задержками в отгрузках готовой продукции (мебели, тара, стройматериалы и пр.) и повышением цен. Они объясняют это рисками дефицита сырья, а также угрозой нерыночного ценообразования на необработанную древесину.
Во-первых, заготовка леса в Украине в прошлом году сократилась только по официальным данным Гослесагенства, на 2,5% в 2017 году.
Цены на основные виды необработанной древесины в первом квартале 2018-го достигли пиковых значений. По данным Украинской универсальной биржи, стоимость фанерного сырья из ольхи колебалась в пределах 1260-1320 грн за кубометр, а из березы — от 1280 грн/куб до 1400 грн/куб. Сырье для древесностружечных плит (так называемый баланс) из сосны продается по 380-500 грн за кубометр, а из березы по 460-470 грн за куб.
Немецкие инвесторы будут производить мягкую мебель в Украине
Во-вторых, как сообщили UBR.ua в Комитете деревообрабатывающей и мебельной отрасли Европейской бизнес ассоциации (ЕБА), вскоре ситуация может усугубиться из-за полной отмены продажи сырья на аукционах.
Проблема может возникнуть из-за признания Окружным административным судом Киева незаконным и недействительным приказа №42 Государственного агентства лесных ресурсов (Гослесагентства), которым утверждено положение о проведении аукционов при продаже необработанной древесины.
Если это решение суда не будет обжаловано Министерством аграрной политики и продовольствия и Гослесагентством в апелляционной инстанции, то, по мнению экспертов, может возникнуть правовой вакуум. Ведь больше не будет никакого документа, который бы устанавливал процедуру проведения аукционов по закупке древесины.
Украинскому бизнесу запретили дубовые дрова
Отсутствие порядка закупки необработанной древесины на аукционных торгах, как отмечают производители пиломатериалов и другой продукции из дерева, в том числе мебели, может привести к перебоям в поставках этой продукции. Производители боятся вовсе остаться без сырья или получить его в недостаточном количестве.
Кроме того, сбыт древесины будет производиться по ценам, которые будут устанавливать лесхозы на свое усмотрение по прямым договорам, что потенциально увеличит коррупционные риски в деревообрабатывающей отрасли.
«Существует риск того, что снова получат широкое распространение схемы продажи древесного сырья отдельным компаниям, которые сумели «договориться» с лесхозами. Это похоже на то, как раньше для получения документов из БТИ надо было ждать месяцами прихода инженера для обследования помещения. Но рядом с конторой находилась фирма, которая очень быстро могла решить вопрос за дополнительную плату», — отметил UBR.ua эксперт по вопросам экономики «Экономического дискуссионного клуба» Евгений Олейников.
Он считает, что дефицита сырья вряд ли стоит ожидать, так как лесхозы все равно заинтересованы продать товар, а не копить его на складе. Просто появится «коррупционная наценка».
Деревообработчики считают, что прежде, чем отенять пусть и несовершенный механизм продажи на аукционах, нужно было принять другой нормативный акт. Ведь оспоренный в суде документ в значительной степени внес упорядоченность в отношения по покупке древесины, в частности, обеспечив конкурентный подход к реализации необработанной древесины.
Впрочем, сами лесхозы оправдываются тем, что появилось много недобросовестных покупателей, которые не выкупают свои заявки и лес приходится выставлять на повторные торги либо продавать его по прямым договорам, но не ниже цены проведенного аукциона.
То есть, несмотря на прямой запрет на продажу компаниям, не принимавших участия в торгах (приказ Гослесагентства №49 от 30 января 2018 года). В то же время, как показывает практика, деревообработчики тоже научились обходить систему аукционных закупок, например, через аукционы с одним участником. То есть, продажа леса «своим» структурам возможна и через аукционы.
Как отмечает Евгений Олейников, даже если решение суда не будет обжаловано и вступит в законную силу, ничто не мешает Гослесагентству издать новый приказ, который снова придется обжаловать. Поэтому все будет зависеть от действий самого Гослесагентства.
Другое дело, что и новый приказ могут также признать незаконным, так как у Гослесагентства нет полномочий регулировать процедуру закупок древесины, как это было у его предшественника — Госкомитета лесного хозяйства Украины. Как нет этих полномочий на установление правил торговли необработанной древесиной и у других органов исполнительной власти. Теперь ситуацию может изменить только Верховная Рада, предусмотрев такое регулирование на законодательном уровне.