Российская горно-металлургическая группа Evraz, чьим ключевым бенефициаром является Роман Абрамович, сообщила, что достигла соглашения о продаже своего украинского коксохимического завода "Южкокс" (бывший "Баглейкокс", Каменское).

Это уже второй украинский актив, с которым она готова расстаться после начала войны на Донбассе. Но сделка до сих пор не закрыта, пишет Инфолайн со ссылкой на gorod.dp.ua

Резон "Привата"

На пересечении 2007-2008 гг. украинский бизнесмен Игорь Коломойский провернул, возможно, лучшую операцию в своей жизни. Он пакетом продал российской Evraz Group 99,25% акций горно-обогатительного комбината "Сухая балка", 95,57% акций Днепропетровского металлургического завода им. Петровского и три коксохима – "Баглейкокс" ( 93,74%), "Днепрококс" (98,65) и Днепродзержинский коксохимический (93,83%).

Сумму сделки аналитики оценили в 1,5-2 млрд долл. Это в 10 раз больше, чем группа "Приват" И.Коломойского вложила в перечисленные предприятия. Р.Абрамович эти инвестиции себе никогда так и не вернул. Сначала глобальная рецессия в мировой металлургии, а потом начало боевых действий на Донбассе и признание в Украине России государством-агрессором свели на нет мечты об окупаемости вложений.

В 2014 г. Evraz заработал в Украине 333 млн долл., в 2015-м – 242 млн долл., в 2016-м – 296 млн долл. Хотя первоначально задание стояло получать не менее 0,5 млрд долл. выручки в год. И за эти же три года работа Евраз ДМЗ и "Сухой Балки" принесла хозяевам одни убытки, а прибыльным оставался только "Южкокс". Однако выйти из украинского проекта для Evraz Group почти не представлялось возможным. Никто не готов был платить Р.Абрамовичу приемлемую цену за эти предприятия. Хотя поиском таких покупателей в Evraz активно занимаются уже 3 года, пусть даже менеджеры группы публично это отрицали.

В 2015 г. поиск дал первый результат: Днепродзержинский коксохим был передан под контроль украинскому холдингу "Метинвест". В 2016 г., как выяснилось из годового отчета Evraz Group, предварительно достигнута договоренность и о продаже "Южкокса" (бывший – "Баглейкокс") – подробно об этом ниже. Как утверждают рыночные источники, и на ГОК "Сухая Балка" у россиян уже есть потенциальный претендент, но процесс застопорил конфликт с Госгеонедрами Украины и Генеральной прокуратурой, обвинившей комбинат в незаконной добыче железной руды. В личной собственности Evraz намерен пока оставить только "Петровку" и работающий с ним в связке "Днепрококс". А для других украинских предприятий – стать крупным, если не ключевым, поставщиком угольного сырья.

Резон ИСД

В Каменском, где работает "Южкокс", предполагают, что в покупке актива сильно заинтересован работающий здесь же Днепровский металлургический комбинат (в прошлом – им. Дзержинского). Он принадлежит корпорации ИСД и последние два квартала держится исключительно благодаря поставкам от "Южкокса".

Не совпадение ли, что в октябре 2016-го Днепровский меткомбинат заключил толлинговое соглашение с группой Evraz и тогда же был подписан опцион на продажу "Южкокса". Как сказано в годовом отчете российского холдинга, оплата за актив должна производиться несколькими траншами и завершиться к августу 2017 г. Но рядом есть ремарка: "Завершение этой трансакции требует выполнения нескольких условий, которые не зависят полностью от участников сделки".

В целом интересы Evraz и ИСД в Каменском сходятся. Вроде бы осталось только сойтись в цене. Но с этим как раз сложнее. С одной стороны для Днепровского меткомбината кокс от соседа – это спасательный круг, позволяющий держать на плаву производство.

Сейчас предприятие получает с "Южкокса" по 34-35 тыс. тонн кокса в месяц. Это позволяет попеременно включать то домну №9, то №1, сохраняя печной фонд в работоспособном состоянии. Поставки из Алчевска практически прекратились. По словам генерального директора каменского ДМК Вячеслава Мосьпана, еще в январе "Алчевсккокс" поставлял на комбинат порядка 2 тыс. тонн кокса в сутки, что обеспечивало работу двух доменных печей. В феврале же ДМК работает только на местном коксе – ежесуточно по 1,2-1,3 тыс. тонн от "Южкокса".

Соответственно, объемы производства, по сравнению с запланированными, упали на 70%, комбинат сейчас реализует лишь 25-30% продукции от плановых показателей. Исполнительный директор ИСД Максим Завгородний не исключает, что в этих условиях придется прибегнуть к прямым закупкам кокса из России. Хотя полностью перейти на продукт, произведенный тут же, в Каменском, для комбината было бы экономически выгоднее. Тем более, если бы кокс производился в рамках одной корпорации.

С другой стороны – финансово-экономическое положение "Индустриального союза Донбасса" далеко от здорового и не располагает к бизнес-поглощениям. Общая задолженность ИСД оценивается в пределах 5-7 млрд долл. И сделку с группой Evraz многие кредиторы корпорации могут воспринять очень нервно. Кроме того, и в рядах ее акционеров не наблюдается единодушия. Как известно капитал ИСД сейчас разделен между российским Внешэкономбанком и двумя украинскими бизнесменами – Олегом Мкртчаном и Сергеем Тарутой, при этом каждый из совладельцев ведет себя достаточно автономно. Например, когда в прошлом году С.Тарута попробовал организовать в Верховной Раде отставку главы НБУ Виктории Гонтаревой, ИСД публично отмежевалось от данной инициативы. А когда российский ВЭБ начал поиск потенциальных покупателей на активы ИСД, его украинские партнеры почин не поддержали.

Резон Evrazа

Продажа "Южкокса" в целом вписывается в стратегию группы Evraz по избавлению от неприоритетных активов. В ее рамках уже были проданы словацкий меткомбинат Vitkovice Steel, ряд кузбасских шахт, готовится к продаже Находкинский порт. У Р.Абрамовича опасаются повторить судьбу "Мечела", загибающегося под ношей непосильных заимствований. У Evraz показатель долговой загрузки уже превысил критичный уровень, достигая показателя в 3,1 EBITDA. У "Мечела" этот показатель, правда, в 3 раза больше, но у других российских металлургических тяжеловесов они существенно ниже единицы.

Поэтому Evraz всегда рад возможности сбросить балласт. Другое дело, что в свете последних событий кажущийся балласт обретает дополнительную ценность. Когда сделка по продаже "Южкокса" находилась на ранней стадии, выглядело так, что бизнес этот себя исчерпал. Например, в четвертом квартале производство кокса на украинских заводах группы сократилось на 62% – до 70 тыс. тонн (относительно показателей третьего квартала). В целом же за год выпуск кокса упал на 20% – до 663 тыс. тонн. Но тут проявилась и другая сторона медали.

Сейчас цены на дефицитный в Украине кокс резко пошли вверх. Если в третьем квартале 2016-го они составляли в среднем 154 долл./тонну, то в четвертом уже превысили 200 долл./тонну. А в январе-феврале импортный кокс (преимущественно российский) стоил уже на границе Украины более 300 долл./тонну.

По словам металлургов, цены повышались практически ежедневно и уже вышли за пределы разумного. "Сначала была остановлена Авдеевка после артиллерийского обстрела, затем люди заблокировали рельсы. Мы вынуждены были покупать кокс в двух местах: либо в России, либо в Америке. Понятно, что сосед ближе. Но за один, максимум два дня цена кокса в России поднялась сразу на 37%. Его цена настолько больше, что производство чугуна не имеет смысла", – жаловался в феврале на совещании у премьер-министра Владимира Гройсмана генеральный директор "Азовстали" Энвер Цкитишвили.

"В этом сезоне цена кокса выросла чуть ли не в 2 раза, а цена на нашу продукцию осталась практически на прежнем уровне, даже на 10 долл. стала дешевле", – солидарен с коллегой исполнительный директор корпорации ИСД М.Завгородний.

При таком тренде Evraz может поддаться искушению повысить ставки и запросить цену за "Южкокс" более высокую, чем оговаривалось в прошлом году. Спасти сделку, возможно, помогут гарантии покупателя закупать в больших объемах российский коксующийся уголь, чтобы загрузить коксохим.

В 2016 г. "Южкокс" обеспечивался исходным российским сырьем примерно на 50%. В 2017-м возможен переход на 100%-ную зависимость. Evraz уже заявил, что намерен в текущем году увеличить объемы угольного импорта в Украину примерно в полтора раза – до 3 млн тонн.

При том, что и в 2016-м холдинг Р.Абрамовича уже нарастил такие поставки на 42% – до 2 млн тонн. Но чтобы обеспечить такую динамику прироста Evraz Group придется не только полностью засыпать "Южкокс" своими коксующимися углями, но и увеличить поставки на коксохимы других бизнес-групп.