Всемирная торговая организация встала на сторону России в споре об экспорте железнодорожного оборудования, который затеяла Украина в 2015 году.
Эксперты посчитали недостаточными аргументы Украины: приостановку Россией действующих сертификатов, отказ в выдаче новых и представленные данные о снижении импорта украинской продукции в РФ. Все это отказались считать систематическим ограничением импорта.
ВТО признала, что сертификаты не могли быть продлены из-за невозможности представителям России провести инспекцию этой продукции в Украине с апреля 2014 по декабрь 2016 года, но согласилась, что РФ применила дискриминационные условия по отношению к нашим производителям.
Чиновники и их критики погрузились в долгие дебаты, кто победил, а кто проиграл в этом эпохальном споре. МЭРТ объявил о немедленной подготовке к апелляции и отстаивании интересов отечественного производителя, что в принципе он и обязан делать, но с меньшим пафосом.
Французы хотят конкурировать с американцами и строить локомотивы для Укрзализныци
Тем не менее стоит признать очевидный факт: независимо от того, что конкретно написано в решении ВТО, будь оно трижды лояльнее к Украине или, наоборот, трижды для нее негативнее, никакого реального значения для украинского вагоностроения оно не окажет. По той простой причине, что производство железнодорожного оборудования резко сократилось и способа заставить Россию открыть свои рынки для украинского производителя в условиях развернувшейся мировой торговой войны нет ни у кого. В том числе у ВТО.
«Победа это или поражение? Мы можем взять и посмотреть на статистику Госстата, сколько у нас экспортируется вагонов в Россию и больше говорить не о чем. Она оценивается в денежном выражении и поставках вагонов, и ВТО изменить это может», — заметил UBR.ua эксперт рынка машиностроения Ярослав Дмитренко.
Золотое время
После распада СССР Украине досталась примерно половина всех мощностей по производству вагонов, причем весьма значимые. Например, на «Днепровагонмаше» находилась конструкторская база всего Союза, где разрабатывались уникальные вагоны с платформами для перевозки химических веществ. Завод «Азовмаш» был основным производителем цистерн в Советском Союзе.
За счет мощного советского наследия наши производители очень неплохо зарабатывали. В России росла экономика, ей катастрофически не хватало вагонов, и украинские заводы выставляли очень высокие цены на свою продукцию. Пик роста украинского экспорта пришелся на 2010 год.
Играем ценами — Украина получает больше доллара при сокращении экспорта
Тем временем РФ начала делать то, что делает любая страна для своей экономики, — импортозамещение. Там начали вводиться новые производственные мощности, строились новые заводы. Один из российских заводов принадлежал «друзьям Путина», то есть по сути самому российскому президенту.
Пока продукция российских заводов не была сертифицирована и проверена, украинские вагоны все еще покупались. Однако с 2011 года ситуация стала меняться. Началась конкурентная борьба, причем проявившаяся с характерным для российских реалий признаком. Как только происходила какая-то авария, в которой были украинские вагоны, то компетентные органы проявляли к ней повышенный интерес. Заводились дела. Факты неправильной эксплуатации вагонов игнорировались, но акцентировалось внимание на их происхождении.
Точку в истории поставили события 2014 года, когда Россия полностью закрыла рынок для украинского железнодорожного оборудования. А решение ВТО подвело определенную черту под этой историей. Действия России определены как нарушающую правила, но не критично.
«Установлены факты, что российские комиссии не смогли посетить заводы. Если инспекций не было на украинских заводах, то они, соответственно, не могут продлить сертификат. Поэтому ВТО приняло правильные выводы, это конкурентная борьба, попытки выдавить иностранных производителей, преференции собственному рынку с учетом того, что на рынке есть свои производители. Доказать, что это незаконно, ВТО не может», — считает Ярослав Дмитренко.
Подвальные инвестиции: откуда в Украину текут валютные реки
«То обстоятельство, что Россия предоставила более объективные, четкие доказательства, ей помогло. Беда нашей власти в том, что она почему-то считает, что ей все обязаны — ВТО, Евросоюз и так далее. Так не бывает», — согласился президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Судьба вагоностроения
Продукция украинского машиностроения, особенно в части железнодорожного оборудования, ориентирована в основном на страны СНГ. Украина не может делать, например, вагоны для Польши из-за различия стандартов. На данный момент поставки вагонов идут в Казахстан, в Беларусь, но эти рынки меньше российского.
«Если раньше действительно доля транспортного машиностроения в экспорте была на уровне 15-17%, то сейчас — меньше 10. Фактически мы потеряли экспорт транспортного машиностроения. В чем специфика? Вагоны, поезда — они время от времени ломаются, и мы действительно довольно часто и успешно поставляли комплектующие. Это вечная тема, вечный спрос, вечный покупатель. Но понятно, что больше всего покупала Россия, а теперь мы утратили этот рынок», — заверил Охрименко.
Он считает, что будущее украинского транспортного машиностроения в «польском варианте» развития, когда малый и средний бизнес кооперируется и производит комплектующие на экспорт.
«Мы не можем делать вагоны для Европы, но мы можем делать какие-то комплектующие. Это больше ориентировано на средний и малый бизнес. Если мы берем опыт Польши, то там довольно много комплектующих производит для Германии средний и малый бизнес», — отметил Охрименко.
Украина может потерять отечественное вагоностроение
Однако на сегодняшний день таких предприятий у Украины лишь около 200. Для сравнения: у Турции их около миллиона. Эксперты считают, что перспективы в данном направлении у Украины есть, только если будут массово создаваться технопарки и привлекаться для участия в них немецкие, английские, французские и другие производства.
Новый юридический опыт
«Решение ВТО нельзя определенно назвать чьей-то победой или поражением. В целом решение благоприятное для нас, так как большинство требований удовлетворено, в том числе в части дискриминации российской стороной продукции украинских производителей», — сказал UBR.ua секретарь совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.
Нужно понимать, что ВТО сама сейчас находится в непростой ситуации, когда развернулись торговые войны между США, ЕС и Китаем. Если бы положительное решение ВТО привело к восстановлению импорта в Россию, то это было бы полезным. Но в данном случае Украина просто получает опыт. Практические кейсы, подобные этому решению ВТО позднее пригодятся и в торговых спорах с другими странами.