Эксперт считает, что газопровод в обход Украины - не более, чем мечта российской власти
КИЕВ. 21 января. УНН. Заявление "Газпрома" о строительстве нового газопровода в обход Украины через Турцию в Грецию является элементом его геополитической игры не только против Украины, но и против Евросоюза. Однако, в ближайшие годы этот проект воплотить невозможно. Такое мнение УНН высказал президент Центра глобалистики "Стратегия ХХ" Михаил Гончар.
"После закрытия проекта "Южный поток" российский монополист трансформировал свою геополитическую игру против Европы, пытаясь, в частности, показать, что, якобы, ЕС много теряет из-за отказа от реализации обходных газопроводов", - пояснил эксперт.
В частности, "Газпром" дает понять, что готов направить "голубое топливо" в Турцию. В то же время, указывает Гончар, потребности этой страны, хотя они растут, не могут заместить европейского рынка, российское присутствие на котором медленно, но уверенно сокращается из-за высоких цен и использования газовых поставок, как инструмента политических влияний. "По уже существующему с 2003 года российско-турецкому газопроводу "Голубой поток" реально транспортируется в среднем 8,9 млрд кубометров газа ежегодно при проектной мощности 16 млрд", - сказал аналитик.
Между тем, новый газопровод по дну Черного моря, о котором впервые заявил в декабре российский президент В.Путин, "Газпром" готов спроектировать под те же 63 миллиарда "кубов", что и в случае с "Южным потоком". Интересно, что почти столько российского газа прошло в прошлом году через украинскую газотранспортную систему.
Поэтому львиная доля газа - 50 млрд кубометров - из анонсированного газопровода должна поступать в ЕС на турецко-греческой границе. По словам эксперта, Россия стремилась бы получить на греческом побережье, то есть в еврозоне, газовый хаб, куда сходились бы нити газопроводов из Азии, то есть не только российские.
В то же время, именно это беспокоит Европу, которая уже убедилась в способности "Газпрома" злоупотреблять своим положением монопольного поставщика, а потому не хотела бы усиливать еще и его мощности как транзитера. Именно поэтому после двух газовых кризисов в российско-украинских отношениях ЕС принял так называемый "Третий энергопакет" правил игры на энергетическом рынке.
Ключевое требование этих правил, напомнил Гончар - это разделение добычи, транспортировки и продажи газа конечным потребителям, чтобы ни одна компания не могла стать полным монополистом на рынке. Россия на высшем уровне не раз критиковала "Третий пакет" и ищет способы его обойти. В частности, "Газпром" обещает не претендовать на контроль над европейской частью гипотетического газопровода в Греции, которым хочет заменить нереализованный "Южный поток".
Со своей стороны, европейцы ориентируются на то, чтобы получать газ из Азии (Азербайджана, Туркмении и/или Ирана).
"Именно поэтому официальным приоритетом Еврокомиссии, закрепленным в соответствующих документах, остается газопровод "Набукко", - напомнил Гончар. Этот газопровод длиной 3 тыс. 300 км был задуман еще в 2002 году. Он должен пройти от Туркменистана и Азербайджана через Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию к газовому хабу Баумгартен в Австрии. Но, по сути, этот проект был уничтожен российским "Южным потоком", который сыграл роль "киллера" для "Набукко".
Гончар в разговоре с УНН отметил, что подобные вещи можно рассматривать как часть стратегии РФ по недопущению альтернативных "газпромовским" газопроводов. Сейчас Россия хочет не допустить появления в Европе газа из Каспия через азербайджано-турецкий трубопровод TANAP, строительство которого уже началось в 2014 году. России не нужен на рынке другой газ, который может прийти в ЕС с восточного направления. Поэтому "Турецкий поток" - это попытка игры на опережение. Но она будет неудачной, поскольку технически объявление о его строительстве пока - голые декларации. По оценкам Гончара, только работы по определению трассы для "трубы" на дне глубокого Черного моря, подготовка Оценки воздействия на окружающую среду, ее согласование могут занять не менее трех лет. Азербайджанский газ за это время уже должен прийти в ЕС. Поэтому, не исключено, что на Южном Кавказе "внезапно" разморозится карабахский конфликт, что сделает невозможным поставки газа из Каспия и сделает российский газ "безальтернативным" на юге Европы.
Главным же препятствием для российских обходных проектов остается позиция ЕС.
"В частности, европейцам нужны гарантии доступа к новым мощностям для различных поставщиков в соответствии с европейским энергетическим законодательством", - пояснил Гончар.
"Газпром" такие правила игры не устраивают. Газопроводы без его участия, как указано выше, также остаются только на бумаге. Следовательно, пока шансы на строительство новых газопроводов в обход Украины - хоть с российским участием, хоть без него - остаются призрачными.