На прошлой неделе европейское Энергетическое сообщество обвинило украинское Минэнерго в игнорировании предложений этого регулятора Евросоюза и нарушении закона "О рынке электрической энергии". Это стало известно из опубликованного в СМИ письма директора секретариата этой организации Янеза Копача, в котором тот назвал правительственное постановления от 20 мая незаконным.
На "непрозрачный" характер процедуры принятия постановления Кабинета министров указывает также и Минюст. Однако ситуация на рынке электроэнергии, объясняют эксперты, стала настолько критической, что иного выхода не оставалось. Власти – в панике, так как стоимость электричества при любом развитии событий будет повышаться.
Постановление
Постановление Кабинета министров "О внесении изменений в Положение о специальных обязательствах на рынке электроэнергии" разрешает "Энергоатому" продавать больше электроэнергии по дорогой рыночной, а не дешевой ПСО-цене. Так, если раньше он имел право продать по рыночной цене 15% электроэнергии, вырабатываемой АЭС, то сейчас эта квота увеличена до 20%.
Причиной, заставившей правительство пойти на этот шаг, стало критическое положение на рынке, взаиморасчеты между участниками которого "перекособочило". Так, государство в лице госпредприятия "Гарантированный покупатель" задолжало "зеленой" энергетике 10,3 млрд грн (из которых 1,4 млрд за десять дней мая), "Энергоатому" – 5 млрд грн, "Укргидроэнерго" – 228 млн грн. В то же время "Укрэнерго" задолжало государству 13,9 млрд грн (из которых 1,4 млрд грн – за десять дней мая).
"Ситуация усугубляется: выручка падает у производителей, потребление падает. Есть проблема как по физическому балансированию системы из-за "зеленых тарифов", так и по деньгам, так как нечем платить. "Зеленым" заплатили всего лишь 4%, а у "Энергоатома" ситуация самая критическая – 1 млрд грн убытков ежемесячно", – объясняет сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Чтобы избежать дестабилизации рынка, правительство предприняло усилия по спасению в первую очередь "Энергоатома", что связано с его значением в самой структуре рынка электрической энергии.
Перекрестное субсидирование
Несмотря на запуск в прошлом году рынка электроэнергии, финансово он продолжает быть разделенным на две части: свободную, которая живет по ценам, определяемым "рынком на сутки вперед", где покупают электроэнергию промышленные предприятия, и регулируемую, которая предоставляет населению электричество по ПСО-цене существенно ниже рыночной. И базовая цена для ПСО определяется как раз дешевой ценой "атомной" электроэнергии.
"Есть финансовая сторона, есть техническая. Технически "атомную" энергию берет промышленность, которая потребляет ее ровным графиком. Но по финансам это оформлялось как электроэнергия по ПСО для населения. Сейчас же "Энергоатом", выполняя условия ПСО с учетом сократившихся объемов потребления электроэнергии, финансово уже не вытягивает. И ему разрешено оформлять эти 5% на рынок не по цене для населения, а по коммерческой цене как проданные на свободном рынке, соответственно она будет по цене выше, чем для населения. Это улучшит финансовое положение компании", – указывает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.
Ухудшение положения "Энергоатома" вызвано двумя причинами: он продает электроэнергию по заниженной цене намного дешевле других участников рынка, но так как потребляют ее по факту как раз промышленные предприятия, и это потребление в карантин упало настолько, что приходится останавливать блоки АЭС, то выручка компании падает. А ведь именно финпоказатели "Энергоатома" и позволяют поставлять дешевое электричество для рядовых украинцев.
Вмешательство Европы
Позиция Евросоюза всегда заключалась в том, что цена электроэнергии должна быть рыночной и единой для всех. Поэтому сокращение ПСО-квоты "Энергоатома" на рынке электроэнергии с 85% до 80% лишь приближает торжество европейских энергетических принципов на украинском рынке.
Но согласно статье 62 закона "О рынке электроэнергии" любые изменения, связанные с ПСО, должны быть в обязательном порядке согласованы с Энергетическим сообществом. Нельзя сказать, что правительство о нем забыло: в выводах Минюста, приложенных к проекту постановления, прямо об этом предупреждалось. Но власти фактически наплевали на мнение европейцев, что говорит об их спешке, ведь проигнорировали не только закон, но и мнение старших партнеров, к которым всегда показательно прислушивались.
"Кабмину уже не до учета всех этих прекрасных пожеланий, как сделать наш мир лучше. Ситуацию нужно спасать срочными мерами, которые предполагают срочное реагирование, а не очередное бесконечное реформирование", – считает Дмитрий Марунич.
Эксперты полагают, что кризиса во взаимоотношениях не будет, и реакция Копача является, скорее, формальной. Проблема в другом – вынужденное решение увеличить коммерческие продажи "Энергоатома" за счет ПСО вызовет дальнейшее увеличение на всем рынке дорогой электроэнергии за счет уменьшения дешевой, а значит ее средняя цена будет неизбежно дорожать.
"Конечно, будет дорожать. Ведь действующая модель выстраивалась под перекрестное субсидирование, и уменьшение "Энергоатомом" отпуска своей ПСО бьет по этой модели. Любое увеличение доли не-ПСО ухудшают баланс системы в целом и приводит к ее разбалансировке. Но альтернатива – дальнейшее "убивание" "Энергоатома". Власти в панике ищут хоть какое-то решение", – резюмирует Марунич.