Антимонопольный комитет Украины видит признаки наличия монопольного положения на рынке электроэнергии у госпредприятий “Энергоатом” и “Укргидроэнерго”, а также частной компании ДТЭК.
Об этом сообщил глава АМКУ Юрий Терентьев в ходе презентации предварительных результатовисследования рынков электроэнергии и энергетического угля, проводимого с июня 2015 года, передает УНН.
По его словам, комитет направит материалы этим компаниям и ждет от них ответа в течение месяца. Основные игроки рынка должны доказать, что между ними есть конкуренция. Окончательные выводы комитет обещает обнародовать до конца января 2016 года.
Начальник второго управления исследований и расследований АМКУ Татьяна Кулишова отметила, что оптовый рынок электроэнергии априори антиконкурентен, но такая модель определена соответствующим законом. “Предпринимательская самостоятельность субъектов этого рынка существенно ограничена административным влиянием органов власти и условиями оборота товара на рынке, объемов его продажи, цен и т.д.”, — подчеркнула она.
В частности, баланс электроэнергии для генерации заранее утверждает министерство энергетики и угольной промышленности.
В то же время Кулишова добавила, что “Энергоатом”, ДТЭК, “Укргидроэнерго”, а также импортер электроэнергии конкурируют за объемы реализованной продукции и доход. Но ценовая конкуренция между ними фактически отсутствует. Она напомнила, что тарифы на электроэнергию устанавливает Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
Кроме того, АМКУ “выявил ряд факторов, отрицательно влияющих на конкуренцию”. Поэтому комитет намерен направить рекомендации Министерству энергетики и угольной промышленности, Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, совету Оптового рынка электроэнергии “для снятия необоснованных барьеров для развития конкурентных отношений на рынках”. В частности, предлагается “ускорить принятие мер по введению полномасштабного рынка электрической энергии и внедрить рынок торговли энергетическим углем”. Комитет настаивает на “ускорении установления прозрачного и недискриминационного порядков формирования физического баланса электрической энергии, прогнозного баланса электроэнергии, топлива и затрат генерирующих компаний”.
АМКУ предлагает упростить доступ на рынок импортеров электроэнергии, снизить объемы государственной поддержки государственным шахтам. Комитет рекомендует НКРЭКУ ускорить принятие методик расчетов прогнозной оптовой рыночной цены и граничной цены системы. По мнению комитета, необходимо ликвидировать перекрестное субсидирование через оптовую розничную цену отдельных категорий потребителей за счет других. Комитет считает необходимым принять меры для стимулирования развития магистральных сетей, генерирующих мощностей и снижения затрат энергокомпаний. АМКУ подчеркивает важность имплементации Третьего энергопакета, в том числе разделения облэнерго для выделения конкурентного сегмента поставок электроэнергии конечным потребителям.
Заместитель генерального директора “Центра исследований энергетики” Дмитрий Григорьев, комментируя презентацию АМКУ, подчеркнул, что комитет настроен на признание монополистами “Энергоатома”, “Укргидроэнерго” и ДТЭК. По его мнению, злоупотреблять рыночной властью в нынешней ситуации невозможно. “Результаты исследования, скорее всего, направлены не на поиск нарушений монополистами в прошлом, а на контроль за предприятиями со стороны АМКУ в будущем”, — сказал он.
Руководитель аналитического центра “Энергетика Украины” Алексей Чернявский полагает, что детальное исследование энергорынка невозможно провести за полгода. “В европейских странах такая аналитическая работа занимает несколько лет. Комитет изучил, почему-то, только рынок угля, а альтернативные энергоресурсы не рассматривал. Забывают, что тем же ТЭС на законодательном уровне запрещены согласованные действия, то есть они конкурируют между собой”, — сказал он. По мнению эксперта, ставить вопрос о возможности злоупотребления доминирующим положением компаний в условиях полного государственного контроля энергорынка нелогично.