Сейчас нецензурная лексика звучит повсюду. Ее можно услышать в транспорте, в супермаркете, во дворе своего дома. Матерные слова употребляют пожилые люди, молодежь, мужчины и женщины.

Даже школьники иногда шокируют родителей непристойными словами, услышанными на улице. Можно ли отучить детей употреблять маты?

 

Как быт «съедает» запретный плод

Чтобы понять, можно ли отучить детей материться, попытаемся разобраться, какое значение мат имеет в нашей жизни, зачем его когда-то придумали и начали употреблять?

Считается, что матерные слова, несмотря на свою непристойность, имеют два важных предназначения. Первое – сакральное, мистическое. В этом плане маты употребляют в экстренных ситуациях для того, чтобы с их помощью сконцентрироваться, активизировать силу, волю, разум для защиты от врага, спасения от разъяренного зверя, а иногда – чтобы поднять то, что кажется неподъемным. Второе предназначение матов – это, условно говоря, психолог, который всегда с тобой: если ты устал, нервы на пределе, матерные слова служат эмоциональной разрядкой, выругался – полегчало.

«Подразумевается, что, исходя из этих двух предназначений, мат должен употребляться крайне редко, в исключительных случаях, - объясняет психолог Юрий Калашников. – И в разряд условно запрещенных слов он попал не только потому, что в его составе есть действительно непристойные слова, но и чтобы ненормативная лексика не потеряла свою уникальность, а значит и свою силу. Но что происходит сейчас? Из разряда особенных слов, запретного плода, мат «скатился» к уровню обыденной бытовой лексики, начал терять свою уникальность, и, соответственно, начинает терять свою силу».

Это можно объяснить тем, что, по словам психолога, мы живет в протестное время, когда в жизни каждого человека чуть ли не каждый день возникают ситуации, когда хочется выругаться матом. Происходит привыкание к этим словам, и со временем люди перестают их воспринимать как что-то из ряда вон выходящее. Уже многие матами начинают заменять обычную лексику, даже не замечая этого, а иногда их употребляют в качестве «мостика» для связки слов. Напрашивается вывод о том, что сейчас ненормативная лексика, претендующая на обыденность, - агонизирует, и, скорее всего, недалек тот час, когда она станет вообще ни в каком плане никому не интересной. 

Калашников вспомнил, что в начале 2000-х годов ему довелось побывать дома у армян, живущих в Абхазии. Там была большая семья, много детей. Чтобы малышам с малых лет отбить желание употреблять маты, присутствующие в лексике всех народов, которые в свое время жили в СССР, старшие поколения целенаправленно и очень активно употребляют их при малышах, когда те еще и говорить не умеют. И для них обыденное, то, что каждый день на слуху, уже никакого интереса не представляет – эти дети, как утверждали в той семье, когда начинают говорить, маты не употребляют. Такая-вот своеобразная «прививка» от нецензурной лексики. Метод, конечно, спорный, подойдет не для всех, но, оказывается, в народной практике он существует.

О детонаторе и «дематюкации»

Изначально матерные выражения появились как кодовые слова, которые не всем были понятны и не все их употребляли. Примерно, как и «феня», которая считается воровским языком. Но «родилась» блатная лексика – не в тюрьме.

«Придумали «феню» купцы, когда их жизнь была сопряжена с постоянной опасностью, - говорит Ю. Калашников. – На их товар и деньги зарились многие, их часто грабили. Им опасно было общаться между собою прямо, поэтому был «изобретен» иносказательный язык, который знал и употреблял очень узкий круг людей. Но какой смысл в «фене», когда ее настоящее значение знают все, и при желании все могут употреблять? Широкое распространение мата и его общедоступность тоже лишает его особой «прелести», и он теряет привлекательность. Так же, как шлягер, который всем нравится, все его слушают и этим его «затирают» настолько, что он просто надоедает».

Психолог предполагает, что уже в ближайшее время в отдельных узких группах матерные выражения могут заменять какими-то созвучными словами, которые для остальных будут непонятными и загадочными. И такие примеры, по его словам, уже есть – когда, например, известный посыл «или ты на…» заменили словом «детонатор». Это интереснее, чем мат, веселее, и главное – мало кто догадывается о том, что подразумевает это слово для какого-то круга людей.

Значит, маты уйдут из нашей жизни и без предлагаемого в Верховной Раде закона о «дематюкации»?

«Мат может уйти из употребления только сам по себе, естественным путем, и, похоже, его «звездный час» уже на закате, - считает наш эксперт. – Но если вдруг примут закон, запрещающий маты, нецензурная лексика снова станет запретным плодом и мы получим противоположный, чем предлагается в законе, результат – она обретет второе дыхание. Матюки – это не болезнь, которую можно вылечить таблеткой».

Но, согласитесь, если матерные выражения употребляют дети, которые учатся еще в младших классах, - как-то нехорошо, какие бы стадии в нашей лексике не переживала нецензурная лексика. Что же делать, если сын или дочка «принесли» с улицы, как говорят, «трехэтажное» выражение?

Калашников советует, услышав мат от своего ребенка, постараться подавить в себе эмоции, поскольку они только подогреют интерес детей к новым для них словам.

«Первый раз лучше всего сделать вид, что вы вообще ничего необычного не услышали, - говорит Ю. Калашников. – Не исключено, что в результате такой реакции ребенок вообще забудет «нехорошее» слово, и больше не будет его употреблять. Но если он снова повторит его, можно спокойно сказать, что мы дома таких слов не употребляем, поэтому даже не знаем их значения. И попросить, чтобы он объяснил, что имеет в виду. Все это должно быть произнесено без эмоций, и выглядеть не как скандал, а просто как обычный диалог. После объяснения ребенка можно сказать ему, тоже очень спокойно, что это неинтересно, и что вы бы такие слова не употребляли. Поможет ли это вашему чаду забыть маты? Сомнительно. Ведь как только оно выйдет на улицу, ему их напомнят. Но при проявленном вами «равнодушии» к ним у ваших сына или дочери особого интереса к матам, скорее всего, не будет».

При том, что сейчас открыто матерятся у нас все и везде, есть семьи, для которых мат по-прежнему является табу. Но наивно полагать, что дети из таких семей не слышат, что говорят на улице, и не перенимают необычных для себя выражений. Так же наивно их ругать за это, заостряя внимание на новых словах.