Гибридная война, которую ведет Россия, вынудила Украину "включить" различные способы защиты и сопротивления. Один из них — санкции против страны-агрессора и ее граждан.
Мера однозначно необходимая, однако и в бочке меда оказалась ложка дегтя. Невероятно, но факт: в санкционный список СНБО ошибочно попала киевлянка, научный сотрудник Института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. Полная тезка гражданки РФ, которая имела отношение к проведению незаконных выборов в аннексированном Крыму.
Каким образом произошла такая чудовищная ошибка и как изменилась жизнь Ольги Калининой?
2 мая 2018 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о введении санкций против России.
"Санкции вводятся по инициативе Кабинета министров Украины, Службы безопасности Украины, Национального банка Украины на три года или бессрочно в отношении физических и юридических лиц, причастных к российской агрессии против Украины, к подготовке и проведению незаконного голосования в оккупированном Крыму в рамках выборов президента РФ, представителей российской оккупационной администрации в Крыму, боевиков российских вооруженных формирований на оккупированной территории Донецкой и Луганской областей и тому подобное", — сообщила пресс-служба СНБО Украины.
14 мая Петр Порошенко подписал Указ президента о введении в действие решения СНБО.
В списке из 1748 лиц оказалась и мама 2,5-летней Агаты — киевлянка Ольга Калинина. Правда, некоторое время она об этом не знала.
Тревожным звоночком стало блокирование ПриватБанком всех карт Ольги. Причину этого она выясняла долго и упорно.
"В конце мая я потеряла возможность оплатить покупки и услуги через Приват24. Был отказ по этим операциям. Я, конечно, стала донимать банк вопросами — почему заблокированы карты. И звонила, и писала, однако вразумительного ответа не услышала — отмахивались. Потом сказали, что нужно писать в главный офис в Днепре и в течение 30 дней ждать ответ", — рассказывает киевлянка.
Молодая женщина не понимала, почему такое произошло. В банке ей сказали, что причин может быть масса. Было заблокировано несколько карт, среди которых и социальная (куда перечисляются детские выплаты). На тот момент дочке Ольги было 2,5 года.
На счет деньги поступали, но распорядиться ими было невозможно: ни с карты оплатить, ни снять средства в отделении банка через кассу. Не получалось оплатить наличными какие-либо услуги и через терминал пополнения.
"Я ввожу свой номер телефона, меня идентифицируют как клиента банка — и все. До свидания. Такая операция невозможна, на табло появляется надпись: мол, обратитесь в отделение. Замкнутый круг", — делится Ольга.
Она продолжала "донимать" ПриватБанк. Требовала назвать хотя бы причину блокировки. Уже в июле, позвонив в очередной раз, попала, по ее словам, на адекватного оператора. Объяснила ему, что вести долгую переписку, ждать по 30 дней не видит смысла, к тому же не факт, что получит ответ, а время идет. И сказала, что будет подавать в суд на банк — тем более, что заблокирована карта с детскими выплатами.
"Оператор попросил подождать, сказал, что постарается помочь. Не обманул. Через несколько дней мне позвонили с неизвестного номера, на него нельзя было перезвонить. Это оказался сотрудник службы безопасности банка, который сообщил, что мои карты заблокированы в связи с Указом президента таким-то таким-то — речь о персональных санкциях. Я записала номер Указа, попрощалась, а потом зашла в Google, нашла этот документ, прочитала и... у меня просто упала челюсть. Дополнительно я нашла себя на сайте "Миротворец", — рассказывает Ольга Калинина.
Первая мысль, что такого просто не может быть! Ну как подобное возможно? Я в одном списке с Кадыровым и т.д.?! Это какой-то сюр!
В санкционном списке под номером 860 не просто указано ФИО, а раскрыты персональные данные Ольги Калининой из Киева: ИНН, паспорт гражданина Украины, паспорт для выезда за границу и т. д. А вишенкой на торте стала "должность" — "секретарь территориальной избирательной комиссии Первомайского района".
"То есть причина санкций — "моя" работа во время "выборов" в Крыму. Но я-то к ним не имею никакого отношения!" — эмоционально реагирует женщина.
Ольга уже начала понимать, что ситуация быстро не изменится и перевела детские выплату на почту: "За два месяца деньги потерялись, где-то зависли. Их вроде бы перевели, но на заблокированной карте они не отобразились. После этого я перевела детские на почту: хожу как бабушки-пенсионерки, стою в очередях, забираю лично. Если хочу купить что-то ребенку в интернете или оплатить услуги, прошу мужа. Если он в отъезде — друзей. Ощущение полной беспомощности, как будто вернулась в прошлое. Но это не основная моя проблема, конечно".
О включении меня в "черный список" я узнала во второй половине июля, а сами санкции действовали с мая. И я обрадовалась тому, что в этот период не случилось ничего похуже блокирования банковских карт.
Помимо того, что Ольга уже более полугода отрезана от банковских услуг, они с мужем и дочкой не выезжают за рубеж.
"Летом не поехали в запланированный отдых. Я реально боюсь даже попробовать пересечь границу", — говорит Ольга.
Тогда, в мае, СНБО своим решением поручил Министерству иностранных дел Украины проинформировать компетентные органы Европейского Союза, США и других государств о введении санкций и поставить перед ними вопрос о применении аналогичных ограничительных мер. Проверять на себе подобное взаимодействие Ольга Калинина, конечно же, не хочет.
Еще один болезненный момент - работа. В скором времени у Ольги истекает срок контракта с Институтом международных отношений КНУ им. Тараса Шевченко, где она работает научным сотрудником. Продлят ли? Очень переживает, говорит:
Верю, что руководство не будет рубить с плеча, разберется в моей ситуации. Ведь произошла чудовищная ошибка, которая перевернула с ног на голову мою жизнь.
Ольга настроена по-боевому, заключила договор с адвокатом, которая отправила запросы в СНБО, Кабмин, в Госпогранслужбу Украины. Однако понимает: это только начало.
"На "Миротворце" со страницы моего двойника оперативно убрали МОИ персональные данные. Там парни быстро разобрались, что я ни при чем. А мне, похоже, придется идти в суд, чтобы защитить свое имя, чтобы убрали из списка лиц, связанных с агрессией России и сняли санкции. Надеюсь, это произойдет еще до истечения трех лет (такой срок указан в решении СНБО. — Ред.)", — говорит молодая женщина.
Проверить, почему некая Калинина вообще оказалась в санкционном списке СНБО, вернее, найти ее "двойника" — секретаря территориальной избирательной комиссии оккупантов в Крыму - оказалось делом нескольких минут. Вопрос, какие "квалифицированные кадры" (судя по всему, из СБУ) не потратили даже 10 минут на проверку — остается открытым.