В 2000-м году Михаэль Шумахер своим третьим титулом чемпиона Формулы-1 принес команде Ferrari первый трофей за более чем 20 темных лет, на протяжении которых ни один пилот в составе итальянской конюшни не мог взобраться на вершину королевских автогонок.

До эры «Красного барона» последним титулом за «скудерию» отметился гонщик, вошедший в мировую историю автоспорта как единственный пилот из Африки, которому удавалось подняться в Формуле-1 так высоко. Сегодня Джоди Шектер празднует свой 68-й день рождения, и 38-ю годовщину без гонок. Он вспыхнул искрой, но не успел загореться факелом, тем не менее, достигнув того результата, ради которого ему пришлось покинуть стаю и воспарить так высоко, как никто ранее.

XSPORT.ua подготовил небольшой рассказ о карьере «Флетчера» Джоди Шектера, получившего свое прозвище в честь чайки из повести Ричарда Баха, парившей так, как никто другой из стаи, изгнавшей его.

Джоди Шектер - единственный чемпион Формулы-1 родом из Африки 

В период становления южноафриканского гонщика Джоди Шектера, автоспорт в его стране был изолирован от всего мира и не признавался ни одной международной федерацией. Тем не менее, южноафриканская Формула-1 развивалась достаточно уверенными темпами, не привлекая гонщиков с мировыми именами, но аккумулируя неплохие спонсорские вложения от местных, в основном табачных, компаний.

Однако даже вопреки тому, что в Кьялами еще с 1962 года официально проходил этап королевских автогонок вместе с несколькими малопривлекательными для европейцев внезачетными этапами, мало кто из пилотов чемпионата ЮАР имел возможность своими успехами проторить себе дорогу в европейские турниры.

Такая африканская Формула-1, ставшая жертвой политического режима страны (как и Олимпийский спорт, вместе с футболом), вопреки всему могла похвастаться некой интернациональностью и порадовать болельщиков болидами, на которых выступали чемпионы мира. К примеру, один из лучших пилотов южноафриканской Формулы-1 Дэйв Чарльтон в 1973 году феерил на чемпионском автомобиле Эмерсона Фиттипальди образца всего годичной давности. Но здесь деньги сыграли свою роль, фактически оставив остальных гонщиков без шансов побороться за титул, а значит – и за важную спонсорскую поддержку.

Вопреки тому, что для местных гонки африканской формулы были едва ли не наилучшим шансом заявить о себе, лучшим способом сделать свое имя известным на мировой арене оставался побег из стаи, где царили свои, очень часто странные, законы.

McLaren стала первой командой южноафриканского гонщика / snaplap.net

Джоди Шектер стал едва ли не единственным пилотом, который до участия в мировых сериях ни разу не гонялся в национальной Формуле-1.

Возможно, именно это позволило его таланту не затеряться среди имен соотечественников, совершавших неуверенные попытки ранее. Добившись неких успехов в ЮАР (в 1970-м Шектер выиграл национальное первенство Формулы Ford), Джоди получил поддержку и право заявить о себе в британской версии сего класса. Уже через год после первой и достаточно удачной попытки в европейских гонках, 22-летний южноафриканский гонщик стал членом команды Брюса Макларена в Формуле-2 и получил шанс стартовать в главном чемпионате планеты на финальном этапе Формулы-1 1972-го года на третьем болиде команды McLaren.

Стартовав восьмым в США, дебютант Формулы-1 смог финишировать на девятой позиции позади Клейя Регаццони на Ferrari. Успех гонщика не заставил себя ждать – предложение по контракту последовало от осторожного менеджмента британской конюшни почти мгновенно, но 1973-й не стал годом Шектера.

Он проехал всего пять этапов, повторив свое достижение 1972-го на домашней гонке в ЮАР и став причиной неимоверного завала в конце первого круга Гран-при Великобритании, когда после разворота и удара о барьер в его автомобиль на полной скорости влетели еще девять машин, остановив гонку на полтора часа.

Сомнительные успехи в Формуле-1 многих ввели в заблуждение, но чемпионские заезды Шектера в младших сериях стали причиной, по которой Кен Тиррелл предложил южноафриканцу полноценный контракт на полный сезон в кокпите болида команды Team Tyrrell. Именно с этого момента Джоди стал топовым пилотом Формулы-1, завоевав не только свои первые подиумы и победы, но и бронзу по итогам сезона-1974, всего 10 очков проиграв бразильскому чемпиону Эмерсену Фиттипальди.

После нескольких лет проб, ошибок и успехов Джоди Шектер в ранге двукратного бронзового (1974 и 1976 года) и серебряного призера чемпионата-1977 года вместе со скромной командой Wolf Racing, ставшей главным прорывом года, в полном расцвете сил и на пике карьеры получает приглашение от команды, в которой мечтал выступать любой мальчишка. Scuderia Ferrari с радостью заменила «Флтечером» аргентинца Карлоса Ройтемана и определила пилота в напарники Жилю Вильневу, которого итальянцы готовили к чемпионскому году.

Скромная команда Wolf едва не принесла Джоди титул чемпиона / collectorstudio.com

В 1979-м «скудерии» Энцо Феррари противостояли пилоты команд с моторами Ford, но главная битва за чемпионский титул завязалась именно между пилотами его команды. Уже на шестом этапе сезона Джоди вышел в лидеры чемпионата и, несмотря на то, что после победы в Бельгии выиграл всего-то еще дважды – с преимуществом в семь очков 29-летний «Флетчер» стал первым и единственным чемпионом международного соревнования под названием «Формула-1». Его соотечественники, загубившие свой талант в погоне за короной несуществующего чемпионата, едва ли сумели бы сравниться с мастерством человека, научившегося летать быстро и высоко за пределами загубившей много талантов стаи.

В 1980-м Ferrari резко сбавила темп, и Джоди Шектер принял решение в возрасте 30 лет навсегда завязать не только с гонками Формулы-1, но и с автоспортом в целом. Он пробовал себя в бизнесе, причем весьма успешно, а позже занялся фермерством, которое принесло ему куда больше наград и средств, нежели опасные гонки 70-х годов. Сейчас южноафриканский чемпион неохотно вспоминает о тех годах, когда его имя мелькало во всех заголовках спортивных изданий. Тот чемпионский титул на 21 год остался недосягаем для любого пилота Ferrari, и лишь в 2000-м году новая легенда итальянской команды сумел дотянуться до той вершины, которую покорил скромный парень из Южной Африки, празднующий сегодня свой 68-й день рождения!

Факты о Джоди Шектере:

Стартов в гонках гран-при: 112
Сезонов в гонках гран-при: 9
Количество побед: 10 (8.93%)
Подиумов: 33 (29.46%)
Поул-позиций: 3 (2.68%)
Быстрых кругов: 5 (4.46%)
Кругов лидирования: 675 (2855 км)
Всего набранных баллов за карьеру: 255
Пройденная дистанция: 6035 кругов (28101 км)

За всю историю Формулы-1 помимо Шектера еще 25 гонщиков из ЮАР сумели принять участие в уик-эндах королевских автогонок. Но все они в сумме проехали на 35 этапов меньше, нежели Джоди. Только один гонщик (Тони Маггс) смог достичь подиума и еще одному пилоту (Невиллу Ледерлу) удалось финишировать в очках.
В Формуле-1 выступал и старший брат чемпиона Ян Шектер – он выступил в 18 гонках, но лишь четыре раза сумел финишировать. Именно Ян стал одним из ярких примеров того, как гонки в Южной Африке пагубно влияли на развитие пилота.

Джоди Шектер является одним из двух пилотов за всю историю Формулы-1, которые выступали под номером 0.
Южноафриканец стал одним из немногих гонщиков, которые пилотировали шестиколесный болид Tyrrell P34 и единственным, кому удавалось выиграть на этом инженерном творении Дерека Гарднера.

Джоди Шектер – южноафриканец, но в его крови течет еврейская кровь, из-за чего гонщик даже был включен в международный еврейский зал славы.

  •