В 2000-м году Михаэль Шумахер своим третьим титулом чемпиона Формулы-1 принес команде Ferrari первый трофей за более чем 20 темных лет, на протяжении которых ни один пилот в составе итальянской конюшни не мог взобраться на вершину королевских автогонок.
До эры «Красного барона» последним титулом за «скудерию» отметился гонщик, вошедший в мировую историю автоспорта как единственный пилот из Африки, которому удавалось подняться в Формуле-1 так высоко. Сегодня Джоди Шектер празднует свой 68-й день рождения, и 38-ю годовщину без гонок. Он вспыхнул искрой, но не успел загореться факелом, тем не менее, достигнув того результата, ради которого ему пришлось покинуть стаю и воспарить так высоко, как никто ранее.
XSPORT.ua подготовил небольшой рассказ о карьере «Флетчера» Джоди Шектера, получившего свое прозвище в честь чайки из повести Ричарда Баха, парившей так, как никто другой из стаи, изгнавшей его.
Сомнительные успехи в Формуле-1 многих ввели в заблуждение, но чемпионские заезды Шектера в младших сериях стали причиной, по которой Кен Тиррелл предложил южноафриканцу полноценный контракт на полный сезон в кокпите болида команды Team Tyrrell. Именно с этого момента Джоди стал топовым пилотом Формулы-1, завоевав не только свои первые подиумы и победы, но и бронзу по итогам сезона-1974, всего 10 очков проиграв бразильскому чемпиону Эмерсену Фиттипальди.
После нескольких лет проб, ошибок и успехов Джоди Шектер в ранге двукратного бронзового (1974 и 1976 года) и серебряного призера чемпионата-1977 года вместе со скромной командой Wolf Racing, ставшей главным прорывом года, в полном расцвете сил и на пике карьеры получает приглашение от команды, в которой мечтал выступать любой мальчишка. Scuderia Ferrari с радостью заменила «Флтечером» аргентинца Карлоса Ройтемана и определила пилота в напарники Жилю Вильневу, которого итальянцы готовили к чемпионскому году.
В 1979-м «скудерии» Энцо Феррари противостояли пилоты команд с моторами Ford, но главная битва за чемпионский титул завязалась именно между пилотами его команды. Уже на шестом этапе сезона Джоди вышел в лидеры чемпионата и, несмотря на то, что после победы в Бельгии выиграл всего-то еще дважды – с преимуществом в семь очков 29-летний «Флетчер» стал первым и единственным чемпионом международного соревнования под названием «Формула-1». Его соотечественники, загубившие свой талант в погоне за короной несуществующего чемпионата, едва ли сумели бы сравниться с мастерством человека, научившегося летать быстро и высоко за пределами загубившей много талантов стаи.
В 1980-м Ferrari резко сбавила темп, и Джоди Шектер принял решение в возрасте 30 лет навсегда завязать не только с гонками Формулы-1, но и с автоспортом в целом. Он пробовал себя в бизнесе, причем весьма успешно, а позже занялся фермерством, которое принесло ему куда больше наград и средств, нежели опасные гонки 70-х годов. Сейчас южноафриканский чемпион неохотно вспоминает о тех годах, когда его имя мелькало во всех заголовках спортивных изданий. Тот чемпионский титул на 21 год остался недосягаем для любого пилота Ferrari, и лишь в 2000-м году новая легенда итальянской команды сумел дотянуться до той вершины, которую покорил скромный парень из Южной Африки, празднующий сегодня свой 68-й день рождения!
Факты о Джоди Шектере:
Стартов в гонках гран-при: 112
Сезонов в гонках гран-при: 9
Количество побед: 10 (8.93%)
Подиумов: 33 (29.46%)
Поул-позиций: 3 (2.68%)
Быстрых кругов: 5 (4.46%)
Кругов лидирования: 675 (2855 км)
Всего набранных баллов за карьеру: 255
Пройденная дистанция: 6035 кругов (28101 км)
За всю историю Формулы-1 помимо Шектера еще 25 гонщиков из ЮАР сумели принять участие в уик-эндах королевских автогонок. Но все они в сумме проехали на 35 этапов меньше, нежели Джоди. Только один гонщик (Тони Маггс) смог достичь подиума и еще одному пилоту (Невиллу Ледерлу) удалось финишировать в очках.
В Формуле-1 выступал и старший брат чемпиона Ян Шектер – он выступил в 18 гонках, но лишь четыре раза сумел финишировать. Именно Ян стал одним из ярких примеров того, как гонки в Южной Африке пагубно влияли на развитие пилота.
Джоди Шектер является одним из двух пилотов за всю историю Формулы-1, которые выступали под номером 0.
Южноафриканец стал одним из немногих гонщиков, которые пилотировали шестиколесный болид Tyrrell P34 и единственным, кому удавалось выиграть на этом инженерном творении Дерека Гарднера.
Джоди Шектер – южноафриканец, но в его крови течет еврейская кровь, из-за чего гонщик даже был включен в международный еврейский зал славы.