Потеря предприятий в зоне АТО лишит Метинвест 10% выручки или более $600 млн в год. Другая проблема - нарушение цепочки снабжения и сбыта продукции.
Спустя месяц после начала блокады оккупированных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) самопровозглашенные власти так называемых "ДНР" и "ЛНР" начали "национализацию" предприятий в зоне АТО, которые продолжали работать в украинской юрисдикции, пишет Инфолайн со ссылкой на Лига.нет
Утром 27 февраля появилось совместное заявление так называемых руководителей непризнанных республик Александра Захарченко и Игоря Плотницкого о введении внешнего управления на всех украинских предприятиях в ОРДЛО.
"Если до 00:00 среды (1 марта 2017 года) блокада не будет снята, то мы введем внешнее управление на всех предприятиях украинской юрисдикции, работающих в "ДНР/ЛНР" и перестанем поставлять уголь в Украину", - говорится в заявлении.
Главным пострадавшим от таких действий окажется богатейший бизнесмен Украины Ринат Ахметов. Ему принадлежат крупнейшие угледобывающие и металлургические активы на оккупированных территориях.
"Власти ЛНР" уже заявили о введении внешней администрации на трех угледобывающих предприятиях, принадлежащих Ахметову: Краснодонуголь, ДТЭК Ровенькиантрацит и ДТЭК Свердловантрацит. После заявления боевиков о национализации еврооблигации ДТЭК на $1,3 млрд резко упали и торговались по цене 80,2% от номинала.
LIGA.net проанализировала, что может потерять Ринат Ахметов от национализации предприятий в зоне АТО.
Угольная цепочка
На оккупированной территории находятся четыре крупных угледобывающих компании, принадлежащих Ахметову. Три из них добывают энергетический уголь.
В энергохолдинг ДТЭК входят Ровенькиантрацит, Свердловантрацит (добывают дефицитный антрацит) и Комсомолец Донбасса ("тощий" уголь). В прошлом году эти компании произвели 8 млн тонн рядового угля. Добытый уголь идет на обогатительные фабрики, которые выпускают конечный продукт для электростанций - угольный концентрат.
В ценах января 2017 года, стоимость производимого угля оценивается в $300 млн (по формуле "Роттердам+" ).
Часть обогатительных фабрик холдинга ДТЭК входят в состав самих угольных предприятий, часть - выведена в отдельные компании. Октябрьская ЦОФ и Моспинское углеперерабатывающее предприятие находятся на неконтролируемых территориях. Всего на оккупированной территории расположены восемь угольных обогатительных комплексов, входящих в энергетический холдинг Ахметова.
Кроме угольного подразделения на неконтролируемой территории находится Зуевуская ТЭС (входит в ДТЭК Востокэнерго). Станция работает на газовых марках угля и зависит от поставок топлива из подконтрольной части Украины. В случае продолжения блокады и национализации этого предприятия, боевикам придется искать другие источники поставок.
Ахметов может потерять небольшую Мироновскую ТЭС. Эта станция входит в Донецкоблэнерго и работает на антрацитовых марках угля.
В случае национализации энергетических предприятий Ахметов потеряет не только активы. Нарушение цепочки снабжения топливом поставит под удар работу нескольких электростанций ДТЭК.
От поставок антрацита и тощих углей из зоны АТО зависит работа трех ТЭС ДТЭКа на контролируемых территориях - Приднепровской, Луганской и Криворожской. Именно за счет сжигания угля и продажи электроэнергии генерируется основная прибыль холдинга.
В середине февраля директор по генерации электроэнергии ДТЭК Сергей Куриленко говорил, что компания не планирует переводить свои станции на сжигание газового угля.
Идти на поводу у боевиков и регистрировать компании на оккупированных территориях ДТЭК не собирается.
"Компания работала, работает и будет продолжать работать исключительно в рамках украинского законодательства," - сказал журналистам на Adam Smith Conference глава ДТЭК Маким Тимченко.
Убыточная металлургия
Металлургическим бизнесом Рината Ахметова управляет холдинг Метинвест. Более 70% компании принадлежит СКМ, почти 24% - Смарт-холдингу Вадима Новинского.
На неподконтрольных территориях находятся Енакиевский металлургический завод, Харцызский трубный завод, Краснодонуголь, Комсомольское рудоуправление. Непосредственно на линии разграничения с украинской стороны расположен Авдеевский коксохимический комбинат. В структуре доходов Метинвеста в 2015 году на эти предприятия пришлось около 10% выручки.
Бизнес металлургического холдинга Ахметова и Новинского уже начал страдать из-за блокады. 21 февраля Метинвест объявил об остановке Енакиевского метзавода и Краснодонугля. Компания Dragon Capital оценивает потери Метинвеста от остановки этих предприятий в $5 до $10 млн в месяц.
28 февраля на совещании в Кабинете министров гендиректор Авдеевского коксохима Муса Магомедов заявил об убытках предприятия вследствие блокады ж/д полотна. "В феврале мы отработали с убытком в 178 млн грн только за счет изменения структуры производства... В марте эти убытки будут выше", - утверждает он.
Как и в энергетическом секторе, проблемой для Ахметова в случае национализации станет нарушенная цепочка снабжения и сбыта продукции. Краснодонуголь добывает уголь марок Ж и К и поставляет угольный концентрат на Авдеевский коксохим. Кокс оттуда поступает на Мариупольский металлургический комбинат, Азовсталь и Запорожсталь.
Замена коксующихся углей на зарубежных рынках увеличит расходы для предприятий, которые находятся на контролируемой территории. Гендиректор Мариупольского комбината Юрий Зинченко оценивает месячные убытки от блокады предприятия в 120 млн грн ($4,5 млн).
"Комбинат уже на сегодняшний день потерял 30% кокса, или 46 000 тонн. На 70% сократилось поступление флюсового известняка. - сообщил он 28 февраля на правительственном совещании. - Сегодня полностью прекращено получение угля марки АС для аглофабрики... Из-за подобных действий на железной дороге наше предприятие несет убытки порядка 4 млн грн ежесуточно".
Совокупный убыток активов, которые может потерять Метинвест, за последние три года составил $214 млн. сообщила вчера компания на Ирландской фондовой бирже. Возможная экспроприация не повлияет на возможность реструктуризации долга компании, уточняется в сообщении.
Отели и торговля
Большая часть девелоперского бизнеса Рината Ахметова, которым управляет компания Эста Холдинг, находится в оккупированном Донецке.
Среди донецких активов компании - гостиницы Донбасс Палас и Park Inn Hotel by Radisson, бизнес-центр Пушкинский, офисное здание на ул. Постышева и земельные участки.
Количество желающих вести бизнес в оккупированном Донецке невелико, поэтому можно предположить, что гостиницы и офисные центры не приносят Эста-Холдингу большой прибыли.
"Отель может выйти на нулевой уровень рентабельности при загрузке 30-35%. Если за коммунальные услуги платить не нужно, то для прибыльной работы количество гостей может быть меньшим", - уточняет исполнительный директор Ассоциации звездочных гостиниц Дмитрий Прохоров.
Цены на проживание в отелях Донецка не сильно отличаются от киевских. Например, снять номер в гостинице Park Inn by Radisson Donetsk на сутки с 9 по 10 марта можно за 3 000 грн.
Еще в мае 2015 года Ахметов закрыл на оккупированных территориях 54 магазина сети Брусничка. Официальная причина - сложности с доставкой продуктов питания.
По той же причине СКМ объявила о приостановке работы 32 автозаправочных станций Параллель в зоне АТО Донецкой области. Это последние станции компании, которые работали на территории, захваченной боевиками. Часть АЗС остановилась еще в июле прошлого года. Официальная причина закрытия, такая же как и у Бруснички - невозможность обеспечения поставок топлива в рамках законодательства Украины.