Искусствовед, фольклорист Милена Черная в комментарии УНН рассказала о том, почему монумент «Родина-Мать» хоть и является произведением советской эпохи, но не олицетворяет советское искусство.
По словам искусствоведа, скульптура «Родина-Мать» не похожа ни на одну советскую скульптуру. Монумент имеет прообраз Оранты.
«Оранта – защитница. В Софии Киевской – мозаика Оранта. Мне кажется, здесь есть прямая аналогия, потому что и щит (защитная) и там Оранта, и Покрова, Казацкая Покрова тоже иногда бывает в такой позе. (…) Она является произведением советской эпохи, но она не является олицетворением советского искусства. Потому что нехарактерная осанка, нехарактерный наряд. Все «работницы и крестьянки», извините, или в рабочих сарафанах, или в маечках и юбочках. А здесь – греческий хитон, опять же, отсылка к античному искусству, отсылка к украинскому древнему искусству. И образ в целом. Мне кажется, что лицо у нее – не то, что считалось стандартной, советской, красивой женщиной», - пояснила искусствовед.
Милена Черная также рассказала, что установку монумента в Киеве должен был реализовывать Евгений Вучетич – соавтор монумента «Родина-Мать, зовет!» в российском волгограде.
«Проект был – просто стела, и из этой стелы торчали плечи, руки и такая несколько искаженная голова, а вся стела должна была быть уложена барельефами, такими плитками с сюжетами из истории коммунистической партии, и все это должно было быть позолочено и гораздо выше», - рассказала Черная.
Но Вучетич умер, не реализовав этот проект. И тогда за реализацию взялся Василий Бородай. Милена Черная отмечает, что даже в условиях советского времени, Бородай имел проукраинские взгляды. И приводит интересный факт – Бородай и Вучетич были представителями одного поколения и происходили из одного города – нынешнего Днепра. Но формировались в разных средах и в конце концов имели разные взгляды на искусство.
«Бородай сделал максимум из того, это с искусствоведческой точки зрения, чтобы очеловечить эту скульптуру. Он лепил ее со своей коллеги (здесь речь идет о скульпторе Галине Кальченко, однако относительно личности женщины, которая стала прообразом для монумента, есть разные версии – ред.). Есть легенды, что он был в нее влюблен, но это личное. Но то, что она была прекрасным талантливым скульптором, она, кстати, сделала памятник Лесе Украинке, здесь, в Киеве, в музее Леси Украинки. Она очень молодой умерла, и он в память о своей коллеге воплотил ее лицо на этом памятнике», - считает Черная.
Искусствовед считает, что замена герба советской эпохи является важным и неотложным решением.
«Есть вещи нематериальные, которые значат не меньше. И знак трезубца, знак княжеской власти, над Днепром, он должен быть!» - добавила Черная.