Несмотря на обилие поправок, действующий Трудовой кодекс все еще опирается на нормы советского "трудового права" образца 1971 года.

Новая версия закона о труде, внесенная правительством на рассмотрение парламента, позволяет украинцам, уверены чиновники, конвертировать огрехи работодателя с пользой для своего кармана. Но при этом фактически делают их бесправными, подозревают эксперты.

Инновации

Законопроект №2708 предлагает следующие нововведения в трудовое законодательство:

  • предупредить об уходе за 2 недели до увольнения можно не только письменно, но и сообщением с помощью "электронных видов связи". Это может быть письмо на e-mail или сообщение в мессенджере в WhatsApp или Viber – каким именно способом, прописывается в трудовом договоре между работодателем и сотрудником;
  • перечень причин, по которым можно уволиться "досрочно", определяется не государственными нормативами, а трудовым договором;
  • каждый из родителей: как мать, так и отец ребенка до 3 лет, если они работают по трудовому договору, обязаны использовать отпуск по уходу за ребенком длительностью не менее 1 месяца;
  • при нарушении работодателем трудового договора работник вправе рассчитывать на денежную компенсацию,
  • увеличивается выплата работникам при увольнении по решению работодателя.

"Мы таким образом приводим наше законодательное поле в соответствие с европейским. Закон сам по себе прогрессивен, наше законодательство реально устарело и часто не работало в реальном секторе экономики", - уверен глава Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.

Компенсации

Наиболее важным моментом является предоставляемое законопроектом для рядовых украинцев право на компенсацию. Так, действующее законодательство в случае нарушения работодателем трудового договора дает работнику право расторгнуть договор в любое время, однако на практике эта возможность носит, скорее, формальный характер. Проект нового закона позволяет это нарушение "монетизировать".

Так, работник получит право на большую компенсацию при его увольнении по решению работодателя. Действующее законодательство гарантирует в этом случае выплату 2-месячного жалованья, при этом работник формально на предприятии трудоустроен 2 месяца перед увольнением, но по факту на работу не ходит. Новый проект, объясняет министр экономики Сергей Милованов, предоставляет право работодателю уволить работника немедленно, но при условии уплаты двойного оклада, т.е. фактически с уплатой 4-месячного заработка.

Также работник вправе потребовать выплату "штрафа" с работодателя за нарушение трудового договора. Для этого он должен письменно изложить, в чем суть этого нарушения. И в случае, если эти причины объективны, работник вправе рассчитывать на компенсацию в сумме, эквивалентной его зарплате за 50 дней. Если же работодатель не признает эти причины, то ставить точку в споре будет суд.

Профсоюзы вычеркнули

Правда не все уверены, что эта норма будет выполняться, так как подобные компенсационные выплаты, например, сильно бьют по карману малого бизнеса.

"Представьте ситуацию на малом предприятии. Работник поднимает вопрос о компенсациях, и обе стороны согласились, что он имеет на них законное право. Далее компенсации выплачиваются, и предприятие закрывается. Нельзя сказать, что закон о труде плох, но он совсем не обсуждался с общественностью", - приводит пример UBR.ua заведующий отделом правовой экспертизы департамента правовой защиты Федерации профсоюзов Украины (ФПУ) Ирина Орловская.

Экспертов же смущает, что из законопроекта исчезла сторона, представляющая в диалоге с работодателями работников, – собственно профсоюзы. Вместо них в ст. 10 указаны некие "представители работников", чей правовой статус неясен.

"В этом законе совершенно нет профсоюзов, которые необходимы для равной представленности сторон в трудовых отношениях. Сам по себе рабочий никогда не сможет полноценно представлять свои интересы перед работодателем. Чтобы функционировали "представители работников", нужен соответствующий закон, а его нет. То есть их деятельность является незаконной",  удивляется эксперт "Украинской фабрики мысли" Юрий Гаврилечко.

По мнению Руслана Соболя, закон нивелирует роль профсоюзов, и нужно либо переписывать закон, либо переделывать сами профсоюзы, так как неясно, кто займет их нишу. В переходных положениях законопроекта, правда, есть указание на то, что в будущем будет принят новый закон о профсоюзах, однако, поясняют UBR.ua в ФПУ, закон о профсоюзах обсуждается вообще без профсоюзов.

"Как Кабинет министров может решать вопрос о разработке закона о профсоюзах, если профсоюзы в Украине уже существуют, но даже не привлекаются к обсуждению? Профсоюзы – самоуправляющаяся структура, и правительственные указания, как им действовать, – это вмешательство в их уставную деятельность",  говорит Орловская.

В действующем кодексе расписана активная роль профсоюзов: они дают согласие на увольнение члена профсоюза, принимают участие в различных служебных расследованиях на предприятии, определяют график смены и т.д. В новом же законопроекте фактически все эти гарантии сведены к нулю, и работник бесправен. Уволить его, например, можно без объяснения причин, уверены в ФПУ.

Поделиться в соц. сетях:

‡агрузка...